Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:05, курсовая работа
Изучая современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определения этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством. Проблемой Конституции является еще и то что саму систему органов исполнительной власти она не определила - это является, на мой взгляд, ее существенным недочетом (одним из многих, кстати). Итак, Конституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти. На исполнительную власть (впрочем, как и на остальные) оказывают сильное влияние факторы национального характера, внешние факторы и факторы, определяемые неустойчивостью государственной власти, Тщательность их рассмотрения определяется тем, что реформа системы исполнительной власти невозможна и не целесообразна без их учета.
В итоге, исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
- исполнительная власть обусловлена существованием самого государства
- исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти
- исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти
- единство исполнительной власти в РФ
- исполнительная власть есть власть подзаконная
- ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность исполнительной
Из ст. 110—117 Конституции РФ следует, что сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой — государственное управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.
Актуальность моей работы велика, так как институт исполнительной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права, о чем красноречиво говорит отсутствие четкого определения, что, собственно говоря, и есть исполнительная власть - это вся государственная деятельность, которая не относится ни к законодательной, ни к судебной властям не добавляет ясности. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
Цель данной работы выяснить, в чем же заключается исполнительная власть.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)
дать определение понятия «
2)
выявить, какие функции
3) проанализировать содержание исполнительной власти.
Объектом
исследования выступает совокупность
правоотношений,
складывающихся в Российской Федерации
в ходе формирования и
совершенствования системы исполнительной
власти Российской
Федерации и ее субъектов.
Предметом
исследования являются нормы права,
определяющие конституционно-правовые
основы организации и деятельности системы
органов исполнительной власти, и практика
их применения.
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
Итак, Конституция РФ1 не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти.
Согласно теории разделения властей, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Если сопоставить развитие "властей" в современном мире, то без особого труда обнаружится, что наибольшим динамизмом отличается исполнительная власть, ибо она более восприимчива, чувствительна к ходу событий, связана с ними тысячами нитей, видимых и невидимых. Она отвечает своему назначению именно тогда, когда не только улавливает и отражает перемены, происходящие как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах, но и предвидит такие перемены, создает предпосылки для их прихода и видоизменяется вместе с ними, приспосабливается к новым временам.
Исполнительная власть в соответствии с теорией разделения властей- одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве.2 Она представляет собой совокупность полномочий подзаконодательного регулирования, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также систему государственных органов. Прежде всего, исполнительная власть рассматривается как политико-правовая категория: исполнительная власть в России является самостоятельной ветвью единой государственной власти наряду с законодательной и судебной ветвями. Но эта самостоятельность проявляется лишь в функционально- компетенционном смысле. Определяющим является то, что исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение, то есть она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Согласно ч.1 ст.110 Конституции РФ исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство РФ.
С
момента зарождения концепции разделения
властей в теоретических и
философско-методологических источниках
указывалось, что можно говорить
о наличии совместности властвования,
когда исполнительная власть не только
исполняет законы, но и сама устанавливает
общие правила, в том числе
юридические нормы, осуществляет некоторые
судебные функции . Законодательная, исполнительная
и судебная власть взаимодействуют
между собой и при этом можно
выделить два направления: взаимодействие
законодательной и
К направлениям взаимодействия законодательной и исполнительной властей необходимо относить следующие функции:
К направлениям взаимодействия исполнительной и судебной властей можно отнести:4
Процесс
ассимиляции властей в
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что исполнительная власть
по отношению к законодательной
часто занимает нейтральную позицию,
основанную на рабочем контакте. Большинство
конфликтов начинаются из-за того, что
исполнительная власть не является самостоятельной
по отношению к президентской, Правительство
можно использовать как ширму
для занятого международными проблемами
главы государства и его Администрации.
1.2. Признаки исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». 6 Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.
На
мой взгляд, более из всех вышеперечисленных
признаков, к исполнительной власти,
как к отдельной ветви власти,
относится принудительность. Т.к.
весь аппарат государственного принуждения
сосредоточен в руках исполнительной
власти. А ни у законодательной, и ни у
судебной власти своего собственного
аппарата принуждения нет.
Глава 2. Деятельность исполнительной власти и ее содержание
2.1. Функции исполнительной власти
Проблема функций исполнительной власти в юридической и политической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это тем, что многие юристы - ученые (и практики - администраторы), упрощают проблему и полагают, что само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: эта власть исполняет законы. Однако, как замечает Бельский, еще во второй половине XIX века знаменитый государствовед Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообразие ее деятельности, считал, что исполнительной власти далеко не исчерпывается слишком общим понятием "исполнение".12
Под
функциями исполнительной власти следует
определить ведущее направление
в деятельности органов исполнительной
власти, в которых выражается целевая
нагрузка данной ветви государственной
власти и с ними напрямую связан
предоставляемый органом
Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.
Информация о работе Исполнительная власть в системе государственной власти