Исполнительная власть в системе государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучая современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определения этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством. Проблемой Конституции является еще и то что саму систему органов исполнительной власти она не определила - это является, на мой взгляд, ее существенным недочетом (одним из многих, кстати). Итак, Конституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти. На исполнительную власть (впрочем, как и на остальные) оказывают сильное влияние факторы национального характера, внешние факторы и факторы, определяемые неустойчивостью государственной власти, Тщательность их рассмотрения определяется тем, что реформа системы исполнительной власти невозможна и не целесообразна без их учета.
В итоге, исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
- исполнительная власть обусловлена существованием самого государства
- исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти
- исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти
- единство исполнительной власти в РФ
- исполнительная власть есть власть подзаконная
- ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.89 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

       Сущность исполнительной власти  постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

     Из  ст. 110—117 Конституции РФ следует, что  сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой — государственное  управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.

    Актуальность  моей работы велика, так как институт исполнительной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права, о чем красноречиво говорит отсутствие четкого определения, что, собственно говоря, и есть исполнительная власть - это вся государственная деятельность, которая не относится ни к законодательной, ни к судебной властям не добавляет ясности. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.

    Цель  данной работы выяснить, в чем же заключается исполнительная власть.

     Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) дать определение понятия «исполнительная  власть» и рассмотреть отличительные  признаки исполнительной власти

     2) выявить, какие функции присущи  исполнительной власти

     3) проанализировать содержание исполнительной власти.

    Объектом исследования выступает совокупность правоотношений,  
складывающихся в Российской Федерации в ходе формирования и  
совершенствования системы исполнительной власти Российской  
Федерации и ее субъектов.

    Предметом исследования являются нормы права, определяющие конституционно-правовые основы организации и деятельности системы органов исполнительной власти, и практика их применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти

    1. Понятие и соотношение исполнительной власти с иными смежными категориями.

Итак, Конституция РФ1 не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти.

     Согласно теории разделения властей, государственная  власть разделяется на  законодательную, исполнительную  и  судебную. Если сопоставить  развитие "властей"  в современном мире,  то  без особого труда обнаружится, что наибольшим  динамизмом  отличается  исполнительная  власть,  ибо  она  более восприимчива,  чувствительна к ходу  событий, связана с ними тысячами нитей, видимых и невидимых. Она отвечает своему назначению  именно тогда, когда  не только улавливает и отражает перемены,  происходящие как в обществе в целом, так  и  в отдельных его  сферах,  но  и  предвидит  такие  перемены, создает предпосылки для их прихода и видоизменяется вместе с ними, приспосабливается к новым временам.

       Исполнительная власть в соответствии с теорией разделения властей- одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве.2 Она представляет собой совокупность полномочий подзаконодательного регулирования, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также систему государственных органов. Прежде всего, исполнительная власть рассматривается как политико-правовая категория: исполнительная власть в России является самостоятельной ветвью единой государственной власти наряду с законодательной и судебной ветвями. Но эта самостоятельность проявляется лишь в функционально- компетенционном смысле. Определяющим является то, что исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение, то есть она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Согласно ч.1 ст.110 Конституции РФ исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство РФ.  

    С момента зарождения концепции разделения властей в теоретических и  философско-методологических источниках указывалось, что можно говорить о наличии совместности властвования, когда исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама устанавливает  общие правила, в том числе  юридические нормы, осуществляет некоторые  судебные функции . Законодательная, исполнительная и судебная власть взаимодействуют  между собой и при этом можно  выделить два направления: взаимодействие законодательной и исполнительной власти и взаимодействие исполнительной и судебной власти.3

К направлениям  взаимодействия законодательной и исполнительной властей необходимо относить следующие функции:

  • Реализацию публично-правовых требований закона, обращенного непосредственно к исполнительной власти (делегацию полномочий по принятию правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов; нормативных указов Президента РФ; конституции и законов субъекта РФ; поручение заключить международный договор; соглашение о разграничении предметов ведения и т.п.)
  • Установление и реализацию процедур регулирования публично-правовой активности субъектов. При этом в идеале в ходе законодательной деятельности устанавливается общие права, обязанности и запреты для участников правовых отношений; в свою очередь органы и организации, наделенные исполнительно-властными функциями и полномочиями , определяют механизм их реализации, т.е. процедуры приобретения, реализации и прекращения правовых состояний;
  • Осуществление надзорной деятельности и применение мер обеспечения в целях исполнения подвластными субъектам некоторых всеобщих абсолютных публичных обязанностей перед другими лицами, обществом и государством, поддержания установленного порядка управления- обеспечение безопасности при воздействии на естественную среду жизнедеятельности: санитарные и противоэпидемические правила, требования в сфере окружающей среды, правила пожарной безопасности, нормативы, связанные с подготовкой к чрезвычайным ситуациям и др.

    К направлениям взаимодействия исполнительной и судебной властей можно отнести:4

  • Выполнение акта суда, адресованного представителю исполнительной власти (о признании недействительными административных актов, о незаконности действий государственного аппарата, о понуждении к совершению отдельных управленческих действий и т.д.);
  • Принятие мер по представлению государственных интересов при осуществлении правосудия (осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного расследования и т.п.), поддержание публичного порядка при осуществлении правосудия, обеспечение исполнения судебных актов (введение исполнительного производства, уголовно-исполнительной  деятельности);
  • Внутриорганизационную деятельность в судах. В силу ст.1. Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» . 5Судебный департамент – это федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей.

    Процесс ассимиляции властей в современной  политико-юридической ситуации сводиться  к тому, что отдельные направления  деятельности, осуществляемые законодательной  и судебной властями, уподобляются в их практической реализации власти исполнительной. Совершенствование юридического механизма реализации принципа разделения властей и если не торжеству, то успешности вживания государственного администрирования во все центры властвования. Чем больше полномочий современная российская бюрократия отдает, тем больше реальных очагов влияния приобретает. Что же касается взаимоотношений исполнительной власти с судебной, то на первый взгляд между ними нет никаких контактов. Однако в настоящее время исполнительная власть частично преобразовалась и заменилась президентской, Президент же определяет кадровый состав органов правосудия. И в итоге, в "идеальной" модели взаимодействия исполнительной и судебной власти точек их соприкосновения мало.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что исполнительная власть по отношению к законодательной  часто занимает нейтральную позицию, основанную на рабочем контакте. Большинство  конфликтов начинаются из-за того, что  исполнительная власть не является самостоятельной  по отношению к президентской, Правительство  можно использовать как ширму  для занятого международными проблемами главы государства и его Администрации. 
 

1.2. Признаки исполнительной власти

В связи  с тем, что вместо термина  «государственного  управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». 6 Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти  в сферу исполнительной власти и наоборот.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
  3. Принудательность исполнительной власти. Это означает,что весь аппарат государственного принуждения сосредоточен в руках исполнительной власти ( вооруженные силы, органы внутренней и внешней безопастности, правоохранительные органы).
  4. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
  5. Постоянство. Исполнительная власть реализуется постоянно, непрерывно, а в отдельных случаях в круглосуточном режиме. (Это ФСИН, милиция и т.п.)
  6. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. 7Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.
  7. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.8
  8. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.9 Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
  9. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
  10. Единство исполнительной власти в РФ10. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.
  11. Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.
  12. Исполнительная власть имеет организующий характер11. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Административная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

    На  мой взгляд, более из всех вышеперечисленных  признаков, к исполнительной власти, как к отдельной ветви власти, относится принудительность. Т.к. весь аппарат государственного принуждения сосредоточен в руках исполнительной власти. А ни у законодательной, и ни у судебной власти своего собственного аппарата принуждения нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Деятельность исполнительной власти и ее содержание

2.1. Функции исполнительной власти

Проблема  функций исполнительной власти в  юридической и политической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это  тем, что многие юристы - ученые (и  практики - администраторы), упрощают проблему и полагают, что само название данной ветви власти прямо связано с  ее функциями: эта власть исполняет законы. Однако, как замечает Бельский, еще во второй половине XIX века знаменитый государствовед Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообразие ее деятельности, считал, что исполнительной власти далеко не исчерпывается слишком общим понятием "исполнение".12

    Под функциями исполнительной власти следует  определить ведущее направление  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая  нагрузка данной ветви государственной  власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий.2 Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

    Каждая  функция исполнительной власти имеет  свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции  отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют  ее сущность.

Информация о работе Исполнительная власть в системе государственной власти