Исполнительная власть в системе государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучая современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определения этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством. Проблемой Конституции является еще и то что саму систему органов исполнительной власти она не определила - это является, на мой взгляд, ее существенным недочетом (одним из многих, кстати). Итак, Конституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти. На исполнительную власть (впрочем, как и на остальные) оказывают сильное влияние факторы национального характера, внешние факторы и факторы, определяемые неустойчивостью государственной власти, Тщательность их рассмотрения определяется тем, что реформа системы исполнительной власти невозможна и не целесообразна без их учета.
В итоге, исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
- исполнительная власть обусловлена существованием самого государства
- исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти
- исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти
- единство исполнительной власти в РФ
- исполнительная власть есть власть подзаконная
- ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.89 Кб (Скачать)

    Правовое  содержание исполнительной власти основывается на том, что исполнительная власть, реализуя свои полномочия, призвана:

  • Принимать правовые акты, которые не должны противоречить конституции и законодательству, быть обоснованными и исходить от уполномоченных субъектов, и органично включены в систему существующих подзаконных актов.

    И организационное содержание исполнительной власти основывается на том, что исполнительная власть:

  • Должна быть объективно организованна и ее организация должна отвечать потребностям общества и государства, а также изменениям, происходящим в государственной и общественной жизни.
 
 

Заключение

     Итак, из курсовой работы видно, что в настоящее  время в Российской Федерации  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, виды и формы органов  исполнительной власти.

     Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленными целями и задачами необходимо сделать следующие выводы:

     Изучая  современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в  Конституции нет определения  этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством. Проблемой Конституции является еще и то что саму систему органов  исполнительной власти она не определила - это является, на мой взгляд, ее существенным недочетом (одним из многих, кстати). Итак, Конституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие  эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил  исполнительную власть как государственную  деятельность, которая не относится  ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали  авторы Конституции концепцию исполнительной власти. На исполнительную власть (впрочем, как и на остальные) оказывают сильное влияние факторы национального характера, внешние факторы и факторы, определяемые неустойчивостью государственной власти, Тщательность их рассмотрения определяется тем, что реформа системы исполнительной власти невозможна и не целесообразна без их учета.

    В итоге, исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

     Исполнительная  власть имеет следующие отличительные  признаки:

     - исполнительная власть обусловлена существованием самого государства

     - исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти

     - исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти

     - единство исполнительной власти в РФ

     - исполнительная власть есть власть подзаконная

     - ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

     Исполнительная  власть так обладает отличительным  содержанием. Выделяется: правовое, социальное, экономическое и организационное. Содержание исполнительной власти проявляется  через ее функции.

     Под функциями исполнительной власти следует  определить ведущие направления  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая  нагрузка данной ветви государственной  власти и с ними напрямую связан предоставленный органам исполнительной власти объем государственно-властных полномочий. Как видно из этого  определения, название "исполнительная' власть является частично неверным, скорее ее следует назвать исполнительно - распределительной. Функции исполнительной власти делятся на два уровня - первый и второй. Функции первого уровня имеют глобальное значение для жизни общества. Это: функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно - управленческая функция и функция защиты прав и свобод граждан. К функциям второго уровня относят нормотворчество, оперативно - исполнительную и юрисдикцию. Они имеют вспомогательный, инструментарный характер, используются как организационно - технические средства реализации основных функций. Следует заметить, что функции, которые на уровне государства воплощены в трех обособленных ветвях власти, перенесены на исполнительную власть и могут служить научно обоснованным критерием классификации органов исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. К органам исполнительной власти относят также федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе РФ, глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов и других административных образований. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции, законов, указов Президента, решений вышестоящих органов исполнительной власти.

     Таким образом можно сделать вывод, что исполнительная власть в силу своей зависимости от решений  Президента не может считаться самостоятельной, при этом она обладает одним существенным недостатком - контроль за ее деятельностью  осуществляется зачастую самим Президентом  и ее же органами. Как показывает практика, лишь незначительную правовую регуляцию осуществляют прокуратура  и суды, что неизбежно складывается на результатах деятельности исполнительной власти. Самыми большими полномочиями обладает Правительство. Интересно, что  при возникновении взаимоотношений  с законодательной властью вместо идеального контакта, основанного на рабочей основе, зачастую оно издает постановления, которые не только не согласуются в части с уже  принятыми законами, но и нарушает их (пример - статья 855 Гражданского Кодекса). 

Список  используемой литературы: 

  1. Алехин  А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2002г. С.36.
  3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997. - №3
  4. Бутаков А.В. Российская система разделения властей. Традиции и новации // Правоведение, 1997. - №1-.
  5. Габричидзе Б.Н. Административное право, М., Проспект, 2003
  6. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). М.: Инфра-М, 2002г. С 102.
  7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. Норма, Москва,2007.С 385.
  8. Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007г.
  9. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 47.
  10. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вести моек. ун-та. Сер.11 Право. 1992. - №4.
  11. Конституция Российской Федерации .-М.: Эксмо, 2010
  12. Коркунов Н.М.  Лекции по общей теории права. СПБ. ,2004. С.332.
  13. Кутафорин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 1997.
  14. Марченко Н.М. Теория государства и права. М.: М-Проект, 2007г.
  15. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007г
  16. Овчарова Е.В. Российское административное право. 1997 год.
  17. Правовое государство: Идея, теория, практика [Монография] А.Н. Соколов, Курск.гос. техн. ун-т. Курск, 1994.
  18. Российский юридический журнал № 5/2008. Осинцев Д.В. «Об ассимиляции властей», С 26.
  19. Стрекозов В,Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Былина, 1995.
  20. Цабрия Б. Новый основной закон и исполнительная власть // Российская Федерация. 1994. - №7
  21. Чеботарев Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал, 1997. - №4.

Информация о работе Исполнительная власть в системе государственной власти