Содержание:
Введение……………………………………………………………………..…….2
Основная часть:…………………………………………………………………...3
- Исполнительная власть в системе государственного управления;…......3
- Административно – правовые формы управления;…………………….10
Заключение…………………..14
Список литературы……………………………16
Введение:
Принятые парламентом
законы, указы главы государства,
решения судов необходимо исполнять.
Для этого создаются специальные
органы исполнительной власти. Они
ведут огромную повседневную работу
по исполнению правовых актов, проводят
организационные и иные мероприятия
(например, в соответствии с законом
о государственной границе создают
систему ее охраны, законодательство
о массовых демонстрациях требует
от исполнительных органов устанавливать
маршрут движения, закон о партиях
- ввести реестр политических партий и
т.д.). Делая это, они применяют распоряжения,
сами издают правовые акты (в том числе
нормативные) в пределах своих полномочий.
Поэтому нередко говорится об исполнительно-распорядительной
деятельности.
Конституция РФ гласит: «Исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации».
Правительство РФ не единственный,
а высший орган исполнительной власти.
Федеральную исполнительную власть осуществляют
многие другие органы, в том числе центральные
органы исполнительной власти, министерства
и ведомства и их делегатуры (управления,
отделы на местах), нижестоящие административные
федеральные органы, но они действуют
в конечном счете по поручению Правительства
(некоторые органы -- Президента РФ). В отдельных
субъектах РФ существуют свои правительства
(Татарстан, Москва, Нижегородская область,
Ставропольский край и др.), в других исполнительной
властью наделены главы администраций
(президенты республик в составе РФ, губернаторы
и др.), иногда -- администрация субъекта
Федерации, возглавляемая губернатором.
Они осуществляют исполнительную власть
субъекта Федерации.
Основная часть: Исполнительная
власть
Сущность функций исполнительной
власти выявляется посредством
анализа результатов, которые
достигаются в процессе осуществления
исполнительной власти. Данный подход
позволяет выделить следующие
основные функции современной исполнительной
власти:
- исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
- «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и
- свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;
- социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
- функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
- регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
- нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;
- охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).
Принципы организации
и функционирования исполнительной
власти по своему содержанию практически
не отличаются от принципов государственного
управления, а также от принципов
организации и деятельности органов
государственного управления, ибо главным
признаком исполнительной власти является
наличие системы органов исполнительной
власти (или органов государственного
управления).
Принципы организации
и функционирования исполнительной
власти можно разделить на две большие
группы:
1) конституционные, которые
установлены Конституцией РФ
и обусловлены по содержанию
конституционно-правовыми законодательными
нормами;
2) организационные характеризующие
организационные связи между
различными звеньями системы
государственного управления, которые
возникав в процессе деятельности управленческих
органов.
Участие политических партии
в формировании органов исполнительной
власти и принятии важнейших практических
решений в области управления
отвечает демократическим принципам
современного правового государства.
Пункт 3 ст. 13 Конституции
РФ устанавливает политическое многообразие,
многопартийность. Завоевывая места
в парламенте, политические партии
оказывают сегодня реальное воздействие
на формирование органов исполнительной
власти как на федеральном, так и на региональном
уровне.
- Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности. Демократизм проявляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты.
- Принцип законности. Формирование и функционирование системы органов исполнительной власти должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из главных проявлений принципа законности. Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) вся система государственного управления строится только на законных основаниях; б) осуществляемые государственными органами управленческие функции соответствуют требованиям законов и иных нормативных правовых актов; в) за исполнительной властью и воплощающей ее государственными органами осуществляется эффективный государственный и общественный контроль; г) обеспечивается формирование законопослушного кадрового потенциала управления. Принцип законности будет нарушен в случае, если действия органов исполнительной власти (публичного управления) приходят в противоречие с требованиями законов, иных нормативных правовых актов.
- Принцип федерализма. Принцип федерализма в организации и функционировании исполнительной власти вытекает из федеративного устройства РФ (гл. 3 Конституции РФ). Федеративная система обусловила сложную схему распределения полномочий исполнительной власти. С организационно-структурной точки зрения, принцип федерализма задает два уровня органов исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Организационные принципы функционирования
исполнительной власти:
- Принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий. Управленческая практика доказала необходимость разумного рассредоточения функций и полномочий исполнительной власти по специальным органам управления, составляющим систему органов исполнительной власти.
- Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти. Принцип сочетания централизации и децентрализации в системе управления непосредственно связан с принципом федерализма, а также принципом распределения и нормативного фиксирования функций а полномочий.
- Принцип отраслевого управления. Принцип отраслевого управления предполагает такую организацию системы управления, при которой конкретные органы государственного управления выделяются в отдельную отрасль и соединяются в единое целое на основе специфических, самостоятельных и аналогичных для данной отрасли функций и задач управления; внутри этой отрасли управления могут использоваться специальные формы управления и применяться специфические методы, которые могут не распространяться на другие отрасли.
- Принцип межотраслевого управления. Одним из существенных признаков межотраслевого управления является наличие у органа исполнительной власти полномочий по управлению в установленных законом пределах и в рамках осуществления, как правило, одной управленческой функции несколькими отраслями, сферами управления, группой предприятий или учреждений. Межотраслевое управление направлено на усиление в управлении координирующих, разрешительных и контролирующих функций и полномочий. Межотраслевое управление осуществляется так называемыми органами надведомственного (межведомственного), межотраслевого управления и межотраслевой координации по определенным направлениям управленческой деятельности (стандартизация, сертификация продукции, планирование и др.).
- Принцип территориального управления. Самостоятельное осуществление субъектами РФ исполнительной власти на своей территории создаваемыми ими органами государственного управления не должно умалять значения централизованного федерального регулирования, применяемого федеральными органами управления в определенных случаях и направленного на обеспечение одинаковой управленческой политики в России. В субъектах РФ создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также межрегиональные или органы исполнительной власти в федеральных округах. При этом учитываются специфика и особенности того или иного региона России, социально-экономические, климатические условия и многие другие факторы.
- Принцип линейности и функциональности. Линейный вид организации государственного управления традиционно считается простейшей организационной формой строительства управления и состоит в установлении между руководством органа исполнительной власти (органа управления) и объектом управления прямых организационных связей, как правило, без находящихся между ними других звеньев управленческой структуры. Таким образом, каждый нижестоящий орган управления (организация) или каждый нижестоящий государственный служащий (должностное лицо) имеет вышестоящий орган (вышестоящего руководителя), который наделен полномочиями по выполнению властных организационно-правовых мероприятий и административных актов в отношении подчиненных практически по всем направлениям деятельности организации и осуществляемого ими руководства.
- Функциональный тип организации управления в широком понимании предполагает рассредоточение специальных функций государственного управления для непосредственного выполнения по отдельным структурным подразделениям органа управления (по главным управлениям, управлениям, отделам, департаментам и т.д.). Например, создаются отделы торговли, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, юстиции, управления имуществом и пр.). При функциональном способе управления руководитель имеет несколько заместителей, с которыми он и осуществляет практическую работу, минимизируя контакты с другими служащими. Однако это не означает его полного отстранения от управления коллективом или государственным органом.
- Принцип коллегиальности и единоначалия. Организация деятельности органов исполнительной власти осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления (руководства). Управленческие решения принимаются коллегиальным органом путем голосования. Единоначалие означает, что орган управления возглавляет руководитель, несущий персональную ответственность за организацию и функционирование этого органа (например, федеральный министр, глава областной администрации).
Субъекты исполнительной
власти являются главнейшими субъектами
административного права, поскольку
именно они осуществляют государственное
управление, управленческие действия,
принимают административные акты, обеспечивают
исполнение законов, общественный порядок
и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства
России выделяются следующие субъекты
исполнительной власти в Российской
Федерации: 1) Российская Федерация
как демократическое федеративное
государство, суверенитет которого
распространяется на всю территорию
РФ; 2) равноправные субъекты РФ (республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа).
Во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти вес
субъекты РФ между собой равноправны.
Федеративное устройство России основано
на ее государственной целостности,
единстве системы государственной
власти, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов РФ, на равноправии
и самоопределении народов в Российской
Федерации.
С точки зрения осуществления
государственного управления субъектами
исполнительной власти в Российской
Федерации являются: 1) Президент
РФ, 2) Правительство РФ; 3) федеральные
органы исполнительной власти (федеральные
министерства, федеральные службы и
федеральные агентства); 4) территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти; 5) высшие должностные лица субъектов
РФ (президенты, губернаторы, главы
администраций); 6) правительства субъектов
РФ, 7) иные органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Как следует из приведенной
классификации, субъектами исполнительной
власти могут быть как федеральные,
так и региональные (в субъектах
РФ) органы государственного управления.
Административно-правовые
формы управления.
Задачи и функции государственного
управления реализуются в конкретных
действиях органов и должностных
лиц, осуществляющих управление. Эти
действия находят внешнее выражение
в определенных формах управленческой
деятельности. Следовательно, форма
государственного управления (или форма
реализации исполнительной власти) —
это способ выражения сущности деятельности
органов и должностных лиц, которые
осуществляют управление.
Формы призваны обеспечивать
наиболее целесообразное выполнение функций
управления, достижение целей управления
с наименьшими затратами сил,
средств и времени.