Исполнительная власть в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Принятые парламентом законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого создаются специальные органы исполнительной власти. Они ведут огромную повседневную работу по исполнению правовых актов, проводят организационные и иные мероприятия (например, в соответствии с законом о государственной границе создают систему ее охраны, законодательство о массовых демонстрациях требует от исполнительных органов устанавливать маршрут движения, закон о партиях - ввести реестр политических партий и т.д.).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….2
Основная часть:…………………………………………………………………...3
Исполнительная власть в системе государственного управления;…......3
Административно – правовые формы управления;…………………….10
Заключение…………………..14
Список литературы……………………………16

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

Многообразие задач и  функций государственного управления обусловливает существование различных  форм управленческой деятельности, которые  предусматриваются законами и иными  правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов  государственного управления. При этом для решения управленческих функций  органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые  установлены правовыми нормами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

Характерная черта правовой формы управления заключается в  том, что здесь наиболее отчетливо  проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный  характер полномочий

органов управления и их должностных лиц. Правовая форма  управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Правовые формы государственного управления классифицируются по следующим  основаниям.

По содержанию правовая форма  государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных  лиц, осуществляющих управление, заключается  в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое  значение факта, под соответствующую  норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов). Правоприменительная  деятельность включает: установление фактических обстоятельств дела; выбор, отыскание соответствующей  нормы права, которую надлежит применить  к данной ситуации (проверка подлинности  юридической силы нормы, выявление  пределов ее действия во времени и  пространстве);

уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

 

принятие по делу решения, индивидуального акта;

исполнение акта применения нормы права.

По содержанию и свойствам  правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная форма  правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям  использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние  правовые формы управления могут  быть как правотворческими, так и  правоприменительными.

По способу выражения  правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт- документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и  устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто  применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Подводя итог проделанной  работы в соответствии с поставленными  целями и задачами необходимо  сделать следующие выводы:

1) Исполнительная власть  — это деятельность по управлению  государством и обществом, подчиненная  контролю со стороны других  ветвей власти и состоящая  в осуществлении специально созданными  органами государственной власти  особых функций и установленной  законом компетенции.

 Исполнительная власть  имеет следующие отличительные признаки:

- исполнительная власть  обусловлена существованием самого государства

- исполнительная власть  — это самостоятельный вид  (ветвь) единой государственной власти

- исполнительная власть  осуществляется органами исполнительной власти

- единство исполнительной власти в РФ

- исполнительная власть есть власть подзаконная

- ответственность исполнительной  власти за совершаемые управленческие  действия и принимаемые административные акты

- планирование

- исполнительная власть  осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность.

2) К основным функциям  исполнительной власти относятся  исполнительная функция, правозащитная,  социально-экономическая, функция  обеспечения законности и соблюдения  конституционного порядка в стране, регулирующая, нормотворческая, охранительная (юрисдикционная) функции.

3) Принципами исполнительной  власти являются принцип демократизма, законности, федерализма, принцип  распределения и нормативного  установления функций и полномочий, принцип централизации и децентрализации,  принцип отраслевого и межотраслевого  управления, принцип территориального управления, принцип линейности и функциональности, принцип коллегиальности и единоначалия.

4) Субъектами исполнительной власти являются:

- с учетом федеративного  устройства России: Российская Федерация  и равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область;

- с точки зрения осуществления  государственного управления: Президент  РФ, Правительство РФ, федеральные  органы исполнительной власти, территориальные  органы федеральных органов исполнительной  власти, высшие должностные лица  субъектов РФ (президенты, губернаторы,  главы администраций), правительства  субъектов РФ, иные органы исполнительной  власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993г (с учетом поправок внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 4-е издание. Москва, 2009
  3. Хапаев А.О. Административное право в вопросах и ответах. М., 2007
  4. Административное право / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2008

 


Информация о работе Исполнительная власть в системе государственного управления