Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.
В ходе написания работы мной будут решены следующие задачи:
Раскрыты основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь
Проведен анализ прав и обязанностей граждан Республики Беларусь в сфере государственного управления.
Рассмотрены административно-правовые гарантии реализации прав граждан.
Решенна задача из курса административного права Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4
1. Основы административно-правового статуса граждан 4
2. Права граждан на участие в государственном управлении 10
3. Права граждан, предусматривающие личный интерес 13
4. Обязанности граждан в сфере государственного управления. 18
5. Административно-правовые гарантии прав граждан. 18
6. Способы их защиты. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Тема АП граждане как субъекты АП.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: статутные и адекватные.

Статутные права и обязанности указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят отдельно и не могут быть объединены в группы с другими правами, например право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Республики Беларусь за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.

Адекватные  права и обязанности соответствуют тем сферам, в которых они могут реализовываться. Они делятся на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной собственности и др.); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и т.д.) [15, с. 228].

Ни  одно государство не в состоянии  не замечать при принятии тех или  иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет  будущего, если оно не уважает права  и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию  является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для  любого государства и общества. Очень  важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности [15, с. 215].

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны  между собой, взаимно дополняют  друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет  определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы  назначения гарантий  состоят в том, что  они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституции и законах юридический  статус личности и особенно, ее права  и свободы становились фактическим  положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих  гарантий провозглашенные в конституции, в законах права и свободы - пустой звук. Реализация этих прав и  свобод требует не только благоприятных  условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.

Административно-правовая охрана прав и свобод гражданина регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации прав граждан на государственную службу, образование, доступ и участие в работе административных комиссий, органов контроля и надзора, а также осуществление права проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, которое закреплено в ст. 35 Конституции. Порядок и процедура осуществления перечисленных мероприятий, являющихся конституционными, но реализация которых невозможна без соответствующих административно-правовых актов и действий, детализируются и конкретизируются в актах административно-правового характера.

Конституционные права  и свободы граждан нередко  игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового  государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных  руководителей, действующих нередко  произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы  эффективной защиты прав граждан  от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние  социально-экономических прав, в  особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное  социальное обеспечение. Сложившаяся  ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер белорусского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое  неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность  законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также  недостатки в работе государственных  структур, несущих ответственность  за состояние социальной сферы. И  это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о  человеке. Вместе с тем крайне важно  привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские  и банковские союзы, науку, разнообразные  общественные объединения. Необходим  одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением  прав и свобод человека в стране.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

2. По решению местного собрания на территории поселка городского типа был организован сбор средств на финансирование организации уличного освещения. Гражданин А. отказался  от участия в нем, но администрация предприятия вычла указанные денежные средства из его зарплаты, ссылаясь на обязательность выполнения принятого местным собранием решения.

Дайте правовую оценку действий администрации.

В данном случае решение местного собрания, в соответствии с которым на территории поселка городского типа был организован сбор средств на финансирование организации уличного освещения, является законным.

В соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь":

Местное собрание - совместное присутствие  группы граждан, собравшихся для  обсуждения вопросов государственной  и общественной жизни республиканского или местного значения, основная форма  непосредственного участия граждан  в управлении делами общества и государства.

Порядок инициирования, созыва, проведения местных собраний, а также их компетенция  определяются Законом Республики Беларусь "О республиканских и местных собраниях" и настоящим Законом.

В соответствии со ст 36  Закона:

Статья 36. Участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели

 

1. По решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления на территории города районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета может проводиться сбор средств на финансирование и (или) возмещение расходов соответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления (далее - средства самообложения).

2. Средства самообложения включаются в соответствующий местный бюджет и расходуются исключительно на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

3. Местное собрание или орган территориального общественного самоуправления устанавливают размеры отчислений средств самообложения, определяют сроки их уплаты с учетом требований пункта 4 настоящей статьи и категории граждан, участвующих в отчислении этих средств, рассматривают и утверждают отчет исполкома первичного уровня об использовании средств самообложения.

4. Отчисления средств самообложения являются добровольными и производятся гражданами в сроки, установленные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления. Прием платежей осуществляется соответствующим исполкомом первичного уровня.

5. Исполком первичного уровня обеспечивает проведение за счет средств самообложения мероприятий, определенных местным собранием или органом территориального общественного самоуправления, и отчитывается о расходовании этих средств перед местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

6. Средства самообложения, не использованные в текущем финансовом году, остаются на счету соответствующего местного бюджета и используются в очередном финансовом году на эти же либо иные цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

7. Контроль за порядком отчисления средств самообложения и целевым использованием собранных средств осуществляется исполкомами базового уровня.

Однако, Гражданин А. отказался  от участия в нем, но администрация предприятия вычла указанные денежные средства из его зарплаты, ссылаясь на обязательность выполнения принятого местным собранием решения.  В данном случае действия администрации предприятия незаконны, так как в соответствии с п.4 ст. 36 Закона:

Отчисления средств самообложения  являются добровольными и производятся гражданами в сроки, установленные  местным собранием или органом  территориального общественного самоуправления. Прием платежей осуществляется соответствующим  исполкомом первичного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь   1994   года   (с   изм.  и 
    доп., пр. на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48с.
  2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь от 21 апр.2003 г. № 194 – З: с изм. и доп.: текст по сост. на 20 июл. 2011 г.  – Минск: Амалфея, 2011. – 221с.
  3. Об обращениях граждан.  Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407– XIII // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2011.
  4. О Гражданстве Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2011.
  5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З "// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2011.
  6. Административная деятельность ОВД. Часть общая. Учебник М.: МЮИ МВД России, 2006. – 378с.
  7. Алексеев С.С. Государство и право: учеб./ Алексеев С.С. – Москва: Юридическая лит., 2006. – 445с.
  8. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления: учеб./ Атаманчук Г.В. – Москва: Юридическая лит., 2006. – 223с.
  9. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учеб./  А.Ф. Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Тесей, 2002. – 534с.
  10. Крамник А.Н.  Административное право и государственное управление в Республики Беларусь: учеб./  Крамник А.Н.  Минск: Тесей, 2001. – 498с.
  11. Национальная безопасность Республики Беларусь: Курс лекций / Князев С.Н., Гулякевич А.В. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 178 с.
  12. Пиголкин А.С. Общая теория права: учеб./  Пиголкин А.С. Минск: Тесей, 2004. – 367с.
  13. Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь: учеб./ Сухаркова, А.И.  Минск: Право и экономика, 2007. – 478с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Граждане как субъекты административного права