Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.
В ходе написания работы мной будут решены следующие задачи:
Раскрыты основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь
Проведен анализ прав и обязанностей граждан Республики Беларусь в сфере государственного управления.
Рассмотрены административно-правовые гарантии реализации прав граждан.
Решенна задача из курса административного права Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4
1. Основы административно-правового статуса граждан 4
2. Права граждан на участие в государственном управлении 10
3. Права граждан, предусматривающие личный интерес 13
4. Обязанности граждан в сфере государственного управления. 18
5. Административно-правовые гарантии прав граждан. 18
6. Способы их защиты. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Тема АП граждане как субъекты АП.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

Административная дееспособность гражданина — это фактическая возможность практической реализации предоставленных ему прав, выполнения возложенных на него обязанностей, а также возможность нести юридическую ответственность в сфере государственного управления. Она наступает с достижением определенного возраста. Это способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в сфере управления.

Так, частичная административная дееспособность у граждан Республики Беларусь наступает со школьного возраста. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут быть привлечены к административной ответственности.

Полная дееспособность наступает  при достижении 18-летнего возраста. Граждане Республики Беларусь, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сферах управления, вступают в административно-правовые отношения с государственными органами и их подразделениями, должностными лицами, а также иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами могут возникать:

      • на основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления;
      • в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления;
      • при защите прав, свобод и законных интересов граждан;
      • при нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей.

Права граждан по степени возможности  их реализации делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относятся права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; на поступление в общеобразовательную школу; на личную неприкосновенность; на возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [15, с. 226].

Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но и от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса), право на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов). По мере достижения успехов в хозяйственной и социально-культурной сферах многие относительные права могут стать абсолютными, но не во всех случаях. Реализация относительных прав часто зависит от личных качеств гражданина (состояние здоровья, наличие специального образования и т.п.), от времени (очередности) удовлетворения правомерной просьбы (на пример, установка телефона, предоставление жилой площади и др.)

В отличие от прав все обязанности абсолютны. Государство возлагает на граждан только выполняемые обязанности. Эти обязанности носят социальный характер, их исполнение отвечает интересам общества, способствует решению задач государства. Способы исполнения обязанностей различны и зависят от их конкретного содержания. Одни исполняются посредством активных действий, другие - посредством воздержания от действий, закрепленных нормами права. Методом обеспечения соблюдения гражданами обязанностей являются воспитание, формирование правосознания, а также меры общественного воздействия. Вместе с тем уклонение от исполнения обязанностей может повлечь применение уполномоченным на то органом или должностным лицом к нарушителю мер государственного принуждения (административную, дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность). Случаи и порядок их применения определены законодательством [10, с. 84].

Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы управления.

К общим правам граждан, например, относятся:

      • право на участие в государственном управлении;
      • право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

К общим обязанностям граждан, например, относятся:

      • соблюдение законов и подзаконных актов трудовой дисциплины;
      • своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;
      • защита Отечества.

Специальные права и обязанности - это права и обязанности граждан в той или иной сфере, отрасли или группе отраслей. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [13, с. 167].

В социально-культурной сфере, например, каждому лицу гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; каждое лицо имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.

К специальным обязанностям относится  обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получать основное общее образование и т.п.

Как общие, так и специальные  права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются.

Так, осуществление свободы мысли  и слова, свободы массовой информации, свободы проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свободы совести, вероисповедания и других регламентируется соответствующими республиканскими законами и иными нормативными актами: о печати и других средствах массовой информации, о свободе публичных мероприятий (о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций), о свободе вероисповедания и др.

 

2. Права граждан на участие в государственном управлении

 

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Республики Беларусь. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: статутные и адекватные.

Статутные права и обязанности указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят отдельно и не могут быть объединены в группы с другими правами, например право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Республики Беларусь за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.

Адекватные права и обязанности соответствуют тем сферам, в которых они могут реализовываться. Они делятся на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной собственности и др.); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и т.д.) [15, с. 228].

Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Наиболее значительно влияние  административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, которые предполагают конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права, свободы и обязанности других лиц.

Во взаимодействии с управленческими  структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:

1. Право на участие  в решении государственных дел.

Это право принадлежит только гражданам  Республики Беларусь  и реализуется  ими, как сказано в ст. 37 Конституции, как непосредственно, так и через  своих представителей.

Так, в соответствии со ст. 37 Конституции  Республики Беларусь:

– Граждане Республики Беларусь имеют  право участвовать в решении  государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное  участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами [25, ст. 37].

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают  участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

В комментируемой статье развиваются  закрепленные в ст. 3 Конституции  формы осуществления народом (гражданами) государственной власти.

Среди них основными являются народные голосования (референдумы), обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, сельские сходы, собрания граждан и др.

Следует иметь в виду, что и народные голосования (референдумы), и народные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демократии несмотря на некоторую близость самостоятельны и не могут отождествляться. Общим для них является непосредственное участие народа (граждан) в правотворческой работе государственных органов, то, что они представляют собой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случае решение обычно является обязательным, во втором (при проведении народных обсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически не обязательно для властных структур государства.

Так, в соответствии со ст.  73 Конституции  Республики Беларусь:

- Статья 73. Для решения важнейших  вопросов государственной и общественной  жизни могут проводиться республиканские  и местные референдумы.

Правовой базой организации  и проведения референдумов в Республике Беларусь кроме Конституции служит Избирательный кодекс, вступивший в  силу 26 марта 2000 года. Кодекс обеспечивает единообразное и эффективное  регулирование референдумов. В этой связи порядок назначения и проведения референдумов стал достаточно упорядоченным.

В Избирательном кодексе (статья 111) референдум определяется как способ принятия гражданами решений по важнейшим  вопросам государственной и общественной жизни. Анализ Избирательного кодекса  показывает, что круг важнейших вопросов (государственной и общественной жизни), по которым могут проводиться  референдумы, а также приниматься  законы не определяется. При этом критерия для деления вопросов на важнейшие и остальные не дается, в связи с чем норма может толковаться по-разному. Управляющие органы вправе по собственному усмотрению определять, принимать по тому или иному вопросу закон посредством референдума или же парламентом. Однако на референдум не могут выноситься любые вопросы. Если на референдум выносить любой вопрос, независимо от его важности, то роль представительного органа свелась бы на нет.

В законодательстве всех государств, где предусматривается возможность  проведения референдума, обычно устанавливаются  пределы его допустимого использования. На голосование избирателей не могут  выноситься вопросы чрезвычайного  или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а  также такие, ответ на которые  известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы  и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению  общественного порядка, здоровья и  безопасности населения. Важно отметить, что среди вопросов, выносимых  на всенародное голосование, большую  долю составляют поправки, законопроекты  и другие предложения, а не уже  принятые законы. [4, с. 138]

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного  голосования.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. 
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. 
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.  
Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

Дата проведения референдума устанавливается  не позднее трех месяцев со дня  издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Если  в народных голосованиях могут участвовать  лица, обладающие избирательным правом, т.е. достигшие 18-летнего возраста, то в народных обсуждениях вправе участвовать любой гражданин.

Законодательством может быть предусмотрено проведение республиканских и местных собраний. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 341 "О созыве Всебелорусского народного собрания" в целях обеспечения наиболее полного участия широких слоев населения в обсуждении мер по преодолению экономического кризиса, стабилизации социальной обстановки в обществе в г. Минске 19 октября 1996 г. было собрано Всебелорусское народное собрание в количестве пяти тысяч человек, в том числе от г. Минска — 800 человек, от каждой области — по 650 человек.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права