Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.
В ходе написания работы мной будут решены следующие задачи:
Раскрыты основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь
Проведен анализ прав и обязанностей граждан Республики Беларусь в сфере государственного управления.
Рассмотрены административно-правовые гарантии реализации прав граждан.
Решенна задача из курса административного права Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4
1. Основы административно-правового статуса граждан 4
2. Права граждан на участие в государственном управлении 10
3. Права граждан, предусматривающие личный интерес 13
4. Обязанности граждан в сфере государственного управления. 18
5. Административно-правовые гарантии прав граждан. 18
6. Способы их защиты. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Тема АП граждане как субъекты АП.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1.  ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4

1. Основы административно-правового  статуса граждан 4

2. Права граждан на участие в  государственном управлении 10

3. Права граждан, предусматривающие  личный интерес 13

4. Обязанности граждан в сфере  государственного управления. 18

5. Административно-правовые гарантии  прав граждан. 18

6. Способы их защиты. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. Правовой статус означает совокупность прав, свобод и обязанностей, которые определяют самые разнообразные сферы жизнедеятельности человека. В соответствии с этим наука изучает прежде всего структуру и характер данных феноменов, показывая таким образом пределы охраны и защиты прав граждан в различных социальных сферах. Это гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные права.

В Конституции Республике Беларусь проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения.

Говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие  от основных личных прав,  которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны.

Наиболее широкими правами (включая  политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной  службе) пользуются граждане данного  государства, они же несут и наибольшие обязанности.

Все это и определило актуальность выбранной темы.

Цель работы: рассмотреть административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.

В ходе написания работы мной будут  решены следующие задачи:

Раскрыты основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь

Проведен анализ прав и обязанностей граждан Республики Беларусь  в сфере государственного управления.

Рассмотрены административно-правовые гарантии реализации прав граждан.

Решенна задача из курса административного права Республики Беларусь.

При подготовке работы основой исследования являлся диалектический подход к  анализу, системный анализ, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический  и другие методы.

При написании работы использовались:  Конституция Республики Беларусь, законодательные акты, материалы выступлений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а так же различные источники отечественных и зарубежных авторов, специальная литература посвященная данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Основы административно-правового  статуса граждан

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 01.08.2002. г. «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами.

Государство ответственно перед  гражданином  за  создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин  ответствен перед государством за неукоснительное  исполнение обязанностей, возложенных  на него Конституцией.» [2, ст.2]. - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[1, ст.3].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь  гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает  на территории Республики Беларусь всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Иначе  говоря, все основные права граждан  Республики Беларусь отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения  – принадлежностью к гражданству  Республики Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь [6, ст.1].

Гражданами Республики Беларусь являются:

    • лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
    • лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.

Гражданами  Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной  территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона. Данное положение определяет  важность принадлежности к  гражданству, так как только в этом случае возникают   права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился.

Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует  государство как демократическое  и правовое.

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

  • каждый имеет право на гражданство;
  • гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
  • гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
  • никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
  • Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства[6, ст.6].

Данное  положение определяет  важность принадлежности к  гражданству, так  как только в этом случае возникают   права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился.

Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует  государство как демократическое  и правовое.

Административно-правовое положение  граждан в сфере государственного управления определяется системой предоставленных им прав и свобод и возложенных на них обязанностей, т.е. административно-правовой статус человека и гражданина в основном является производным от конституционных прав и конкретизируется во многих законах и подзаконных актах [12, с. 194].

Структура этой сложной политико-правовой категории включает следующие элементы:

  • гражданство;
  • административная правоспособность;
  • административная дееспособность;
  • комплекс прав    и    обязанностей,    закрепленных нормами административного права;
  • гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Некоторые из них находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь, например права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Нормы административного права о статусе  человека и гражданина содержатся:

    • в Конституции Республики Беларусь;
    • в компетентных правовых актах, содержащих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о собственности, о земле, об аренде, о предпринимательстве в Республике Беларусь и др.);
    • в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина.

Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности.

Правовые акты, относящиеся к  установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости от:

      • принципа разделения властей - на акты органов представительной власти и акты органов исполнительной власти;
      • юридической силы - на законы и подзаконные акты;
      • характера компетенции издающих их органов – на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

Многие вопросы указанного статуса  регламентируются актами Президента Республики Беларусь как Главы государства.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Каждый гражданин Республики Беларусь обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов. [15, с. 221].

По своей юридической природе  права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, социальной и культурной жизни [14, с. 294].

Все граждане Республики Беларусь равны  перед законом независимо от происхождения, социальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Объем и содержание данной правоспособности определяется законами и основанными на них актами управления. В основных чертах они закреплены в Конституции Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией изданы многочисленные республиканские акты, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах жизни общества.

Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется только законом.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права