Денежная система. Правовые основы наличного денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Деньги, особенность их обращения, структура денежной массы играют основополагающую роль в функционировании рыночной экономики. В связи с этим большое значение приобретают правовые аспекты организации и регулирования денежного обращения и денежной системы России.
Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Оглавление

ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ….3

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ……10

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ……………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ СВЕТА.docx

— 60.95 Кб (Скачать)

     В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и  финансовым обязательствам.

     К первой группе относятся безналичные  расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость  и другие обязательные платежи) и  внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты  со страховыми компаниями.

     Между налично-денежным и безналичным  обращением существуют взаимосвязь  и взаимозависимость: деньги постоянно  переходят из одной сферы обращения  в другую, наличные деньги меняют форму  на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает  при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо  при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента  при снятии их со счета в кредитном  учреждении.

     И таким образом, наличное и безналичное  обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют  единые деньги одного наименования.

     Любому  государству присущ достаточно широкий, перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка  и т.п. Осуществление этих функций  невозможно без достаточного материального  обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение  и использование денежных средств  естественнее всего осуществлять в  денежной форме.

     Таким образом, финансы - это система экономических  отношений по созданию, распределению  и использованию государственных  и муниципальных денежных средств.

     Финансовая  деятельность государства - это осуществление  им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию  государственных и муниципальных  денежных средств.

     Экономические отношения по собиранию, распределению  и использованию государственных  денежных средств можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции  и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимосвязь образуют финансовую систему государства.

     Финансовая  система Российской Федерации состоит  из следующих звеньев.

     Бюджетная система РФ-это, основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований. С помощью  бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных  образований, которые используются для осуществления функций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

     Средства  бюджетной системы образуются в  основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в государственных  банках и т.п.). Однако подавляющее  количество средств аккумулируется с помощью налогов. Поэтому налоговые  отношения составляют важнейший  пединститут финансовой системы  Российской Федерации.

     Внебюджетные  фонды - это денежные фонды строго целевого характера, средства которых  образуются за счет обязательных и  добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц (Пенсионный фонд, Фонд службы занятости, Фонд обязательного  медицинского страхования и т.д.).

     Финансы юридических лиц - это обособленные денежные фонды, создаваемые в каждом конкретном юридическом лице.

     Страхование - это система общественных отношений  по созданию и использованию страховых  фондов.

     Кредит-это  совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свободных средств  физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования  на принципе возвратности6.

     Существует  ряд вопросов, которые тесно связаны  с финансовой деятельностью государства: 1) необходимо разделить компетенцию  Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований  в сфере финансовой деятельности; 2) весьма важным является определение  круга органов государственной  власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также  определение их компетенции в  этой сфере; 3) немаловажен вопрос финансового  контроля, т.е. государственного контроля за образованием, распределением и  использованием государственных денежных средств.

     Государство регулирует все вышеперечисленные  вопросы с помощью финансового  права. Таким образом, финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований, необходимых для осуществления их функций.

     Можно с большой долей уверенности  утверждать, что уплата налогов - нежелательная  обязанность для каждого, поэтому  многие пытаются снизить тяжесть  налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность  исполнение налогового законодательства мерами государственного принуждения - это требование, абсолютно необходимое.

     Меры  государственного принуждения в  сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам  ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система  правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный, восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие  документов, свидетельствующих о  сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.). Главное, что отличает эти  меры от мер ответственности - это  отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания  за совершенное правонарушение. Все  это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением  мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует  невнесенной сумме налога.

     Достаточно  часто меры защиты могут применяться  при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому зачастую при применении данных мер становится бессмысленным  разговор о наличии вины.

     Основанием  применения мер налоговой ответственности  является налоговое правонарушение, под которым понимается противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области  налоговых отношений, за которое  предусмотрено применение мер юридической  ответственности. В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся в различных нормативно-правовых актах, что зачастую приводит к путанице, противоречивости норм.

     Тем не менее, можно выделить некоторые  специфические черты мер налоговой  ответственности:

     -эти  меры осуществляются для обеспечения  режима законности именно в  сфере налоговых отношений и  имеют своей целью понуждение  налогоплательщика к исполнению  своих обязанностей по уплате  налогов;

     -эти  меры распространяются как на  физических, так и на юридических  лиц, однако перечень мер, применяемых  к тем и другим, а также порядок  их наложения и исполнения  не совпадают. Так, взыскание  недоимок, сумм штрафов и иных  санкций, предусмотренных законодательством,  производится с юридических лиц  в бесспорном порядке, а с  физических лиц - в судебном;

     -в  принципе, не существует системы  однородных мер налоговой ответственности.  Этот правовой институт носит  комплексный характер и состоит  из мер ответственности за  налоговые правонарушения, предусмотренных  административным, финансовым, уголовным  законодательством. Соответственно  и система мер отличается по  силе воздействия, карающему заряду, от взыскания пени до лишения  свободы.

     Административная  ответственность в сфере налоговых  отношений. Административным правонарушением  признается действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена  административная ответственность, если эти нарушения по своему характеру  не влекут уголовной ответственности. Административную ответственность  за налоговые правонарушения предусматривает  не только Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), но и другие нормативно-правовые акты, например. Закон  «Об основах налоговой системы  в РФ», Закон «О государственной  налоговой службе РФ» и др.

     В качестве санкции в основном применяется  административный штраф, который накладывается  начальниками государственных налоговых  инспекций и их заместителями, а  также административными комиссиями. Административный штраф накладывается  за следующие правонарушения: отсутствие учета доходов (прибыли) или его  ведение с нарушением порядка. Обязанность  вести учет доходов возложена  на граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, на лиц, имеющих  источники доходов помимо места  основной работы, если сумма дохода превышает минимум, установленный  законодательством;

     -непредставление  или несвоевременное представление  декларации о доходах;

     -включение  в декларацию о доходах неверных, искаженных данных, занижающих валовый  доход, налогооблагаемый доход,  завышающих расходы, связанные  с получением валового дохода.

     За  все вышеперечисленные правонарушения налагается штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда, при повторном правонарушении - от 5 до 10 размеров минимальной месячной оплаты труда;

     за  невыполнение требований налоговых  органов и их должностных лиц  налагается штраф в размере от 2,5 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда;

     за  непредставление банками, кредитными учреждениями, иными юридическими лицами данных о финансово-хозяйственных  операциях налогоплательщиков, за задержку исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности  в виде штрафа в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

     Финансовая  ответственность в сфере налоговых  отношений. Вопрос о существовании  мер финансовой ответственности  в юридической науке считается  спорным. Основанием для выделения  такого вида ответственности послужило  появление в законе таких санкций, порядка их применения, которые не вписываются в рамки административной или уголовной ответственности. Кроме того, Закон «О государственной  налоговой службе РФ» прямо говорит  о применении именно финансовых санкций, под которыми понимаются государственно-принудительные меры материального воздействия в виде взыскания в обязательном порядке с нарушителя денежных средств в размерах, установленных законодательством помимо налогов и других платежей7

     За  сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо за сокрытие или отсутствие учета  иного объекта налогообложения  взимается вся сумма сокрытого, заниженного дохода либо сумма налога за иной сокрытый, неучтенный объект и  штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф  в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта  умышленного сокрытия или занижения  дохода (прибыли) приговором либо решением суда может быть взыскан штраф  в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

     За  отсутствие учета объектов налогообложения  или за ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшее  за собой сокрытие или занижение  дохода за проверяемый период, взимается  штраф в размере 10% доначисленных  сумм налога.

     За  непредставление или несвоевременное  представление в налоговый орган  документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога - штраф  в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

     В случае задержки уплаты налога за каждый день просрочки платежа, начиная  с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, с налогоплательщика  взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога, если законом не предусмотрены  иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности.

Информация о работе Денежная система. Правовые основы наличного денежного обращения