Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 13:31, контрольная работа
Административный процесс находится в одном ряду с другими отраслевыми процессами: уголовным и гражданским, и наряду с ними предназначается для реализации норм материального права. Для этого во многих случаях нужна специальная правоприменительная деятельность государства, т.е. «осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов государства и общественности, заключающаяся в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных правовых предписаний».
2) административный процесс является разновидностью властной деятельности органов государственного управления и представляет собой часть их компетенции. По мнению многих ученых субъектами административного процесса будут являться и судьи — при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и прокуроры — при наложении ими дисциплинарных взысканий на подчиненных им по службе лиц;
3) административный
процесс урегулирован нормами
административного права. Применение
норм материального административного
права осуществляется в особом,
регламентированном административно-
4) характерной особенностью административного процесса является также и то, что одним из участников административного процесса всегда выступает орган государственного управления.
Помимо указанных признаков, специфику административного процесса позволяют выяснить также отличия административного процесса от иных видов юридических процессов.3 Так, принципиальным моментом, отличающийся административный процесс от традиционных судопроизводственных процессов, является то, что он связан не только с юрисдикционной деятельностью государства, т. е. с рассмотрением споров и применением принуждения, но и с положительной, организационной работой аппарата государственного управления.
Далее, административный процесс реализуется в государственном управлении, а уголовный и гражданский — при осуществлении правосудия, т. е. сравниваемые виды юридических процессов реализуются в различных видах государственной деятельности.
Административный процесс отличается также своими задачами и функциями. Первостепенной среди них является реализация прав и законных интересов физических и юридических лиц, а правоохранительные функции занимают подчиненное положение, тогда как именно эти функции составляют главную задачу гражданского и уголовного процессов.
Одним из важнейших признается отличие административного процесса от двух указанных видов и по структуре процесса. Так, административный процесс состоит из огромного количества параллельно расположенных производств, различающихся между собой в соответствии с характером индивидуального управленческого дела. В уголовном и гражданском процессах производства различаются, в основном, по инстанциям, т. е. по ходу движения дела (производство в суде первой инстанции, аппеляционное производство, кассационное производство). Таким образом, характер дела не оказывает особого влияния на процедуру его разрешения и круг участников. Кроме того, в административном процессе далеко не всегда требуется наличие второй инстанции, что как раз обязательно для других видов процесса.
Важно также,
что административный процесс
реализуется субъектами, преимущественно
отличными от субъектов уголовного и гражданского
процессов, а именно —
органами исполнительной
власти и другими органами
государственного управления и их должностными
лицами. Для данных органов административно-
2. Сущность и
структура административного
2.1 Административно-процессуальные нормы и административно процессуальные отношения
Мы уже указывали на то, что материальные нормы административного права не могут быть реализованы хаотично. Как правило, для реализации большинства материальных норм существует определенный порядок. Порядок или процедура реализации норм материального административного права устанавливается системой общеобязательных правил, охраняемых государством. Эти правила закрепляются в нормативно-правовых актах и выступают как административно-процессуальные нормы.
Многие вопросы, связанные с анализом административно-процессуальных норм, их специфики и классификации, уже становились объектом исследования в специальной литературе. В результате получены данные, составляющие довольно обширную характеристику административно-процессуальных норм.
Итак, административно-
Процессуальные нормы являются особой разновидностью административно- правовых норм.
Им присущи все признаки, свойственные любым нормам административного права: они носят волевой характер, устанавливаются либо санкционируются государством, служат определенной моделью поведения для участников соответствующих управленческих отношений, обладают свойством формальной определенности, общеобязательности, и в случае их нарушения — обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Наряду
с общими свойствами административно-
Прежде
всего, следует отметить,
что административно-процессуальные
нормы имеют непосредственное отношение
к материальным нормам права, так как
они определяют процесс применения
последних. Своеобразие административно-
Есть все
основания говорить о
К особенностям
административно-
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений. Такие нормы отвечают на вопрос «что надо сделать для реализации этих прав, обязанностей и ответственности субъектов права?».
Процессуальные же нормы регламентируют порядок реализации указанных прав и обязанностей, а также порядок привлечения к ответственности. Значит, они отвечают на вопрос «как, каким образом делать?»
Например, ст. 183 КоАП Украины «Заведомо ложный вызов специальных служб» предусматривает за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или аварийных служб — наложение штрафа, т. е. определяет «что делать» в случае выявления данного правонарушения. А вот на вопрос «каким образом» налагается штраф — отвечают процессуальные нормы, также предусмотренные в КоАП Украины5.
Административно-
Административно-
Можно проследить влияние некоторых свойств управленческих действий на содержание административно-процессуальных норм. Так, быстрота, оперативность в решении вопросов предопределяют установление довольно кратких сроков в административном процессе (сроки рассмотрения обращений граждан, сроки наложения административных и дисциплинарных взысканий).
Учитывая,
что административно-
Третьим важным фактором, определяющим административно-процессуальную норму, является сфера правоприменения — регулятивная или охранительная.
При исследовании
проблемы административно-
Нам кажется
убедительной мысль С. С.
Гипотеза
выступает условием для
практической реализации правового
поведения. Для осуществления процессуальной
деятельности таким условием выступит
потребность в правовом результате,
предусмотренном материальной нормой,
причем этот результат может быть достигнут
только путем принятия правоприменительного
акта. Исходя из общей посылки
о том, что роль юридического
факта, влекущего возникновение административно-
Гипотеза
необходима, например, в охранительных
административно-
Следовательно,
большинство административно-
Неизменным
элементом административно-
Что же касается санкции, то очевидно, что она не является непременным элементом любой административно-процессуальной нормы. Необходимость применения мер государственного принуждения возникает тогда, когда участник правоотношения не нарушает или не выполняет своих процессуальных обязанностей. Принуждение в этом случае может выражаться в самых разных вариантах: в отмене правоприменительного акта властного субъекта, в дисциплинарной ответственности должностных лиц, в отказе в рассмотрении заявлений, ходатайств или жалоб и др. Таким образом, за совершение ряда различных нарушений процессуальных норм могут устанавливаться одинаковые (одни и те же) санкции, к примеру, дисциплинарные. Следовательно, обязательное присутствие санкции в каждой норме административного процесса объективно невозможно.