Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Оглавление

Введение
1 Понятие и виды субъектов административного права
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие субъекта административного права
1.2 Виды субъектов административного права
1.3 Административно-правовой статус гражданина
1.4 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
1.5 Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
2.1 Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления
2.2 Административная опека и статус ее субъектов
3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
4 Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
6 Решение ситуации
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права. - диплом.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как мини­мум — содействие исполнительной власти, должностных лиц орга­нов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного уп­равления граждане не в состоянии реализовать свое право на про­ведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государст­венной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государствен­ного управления (личных, экономических, социальных) характе­рен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной дея­тельности по их защите, государственной гарантии, созданию ус­ловий для практического осуществления, наконец, просто добро­желательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государ­ственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-тех­нических, экспертно-консультативных, координационных сове­тов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспек­торов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организа­ций, действующих целиком на общественных началах, — напри­мер добровольных народных дружин.

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но Многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализо­вать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем — законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государст­венный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнитель­но-распорядительную деятельность, действует по поручению госу­дарства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая административно-правовой статус гражданина.

 

2.1 Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффек­тивную работу промышленности, устойчивую финансовую и де­нежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату за­работной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.C этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граж­дан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким подтверждением тому служит, в частности, состояние налоговой системы в стране. Экономические гарантии — это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и ус­тойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, Разумный компромисс законодатель­ной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, ши­рокое согласие в многонациональном обществе и огромном федера­тивном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

К политическим гарантиям относятся:

— принадлежность государственной власти народу;

— соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

— широкие возможности для участия граждан в управлении

делами государства и общества.   

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

— обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

— на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

— на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и др. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их Должностным лицам. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, обеспечивать личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств

Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением, связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).

Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит суду, правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая административно-правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.

Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами. В порядке надзора за законностью актов установления прокуроры опротестовывают незаконные акты, добиваются отмены актов, которые нарушают права и свободы граждан. В частности, прокуроры проверяют законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения.

Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам, товарищеским судам и другим общественным формированиям.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широ­ком смысле — все законодательство и, прежде всего, нормы адми­нистративного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве при­нимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзакон­ные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не"превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой не­гативный вариант правотворчества.

Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а следователь­но, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение воз­можно только федеральным законом и лишь при наличии опреде­ленных обстоятельств, предусмотренных ч. 3ст.55 Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ст. 56 Кон­ституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, не­прикосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, за­щиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хране­ния информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-чётвертых, любые нормативные правовые акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных орга­нов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделя­ется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнитель­ной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-право­вых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц пози­тивного характера, например в связи с решением вопросов о вы­даче лицензий, разрешений, документов (в частности, загранич­ного паспорта) и т.д., а также в связи с совершением администра­тивных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необхо­димо отметить все более расширяющийся спектр административ­ной юрисдикции судов и судей (в проекте нового Ко АП они названы мировыми судьями) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об адми­нистративных правонарушениях независимо от подведомствен­ности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены администра­тивное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, а также возмездное изъ­ятие или конфискация предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административ­ного правонарушения. Безусловно, суды и судьи, добиваясь всесто­роннего, своевременного, полного и объективного выяснения об­стоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст._2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права