Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.30 Кб (Скачать)

К социальной сфере  относится и право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные  граждане, и лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет право на образование.16  

Основное общее  образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих  основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном  учреждении. В вузах России обучается  сейчас большое количество иностранных  студентов и аспирантов. Если они  приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.

Перечисленные выше права  принадлежат человеку как члену  гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные  граждане, так и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Тоже самое можно  сказать и об обязанностях иностранных  граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести  те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам национального  режима полностью совпадает с  обязанностями граждан России. В  частности, всем полагается платить  законно установленные налоги и  сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного  наследия России, беречь памятники  истории и культуры, сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам, даже если он - иностранный гражданин  ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно  на иностранных граждан как специальных  субъектов административного права.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» иностранные  граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без  гражданства могут въезжать в  Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии  российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность. Данный порядок  не распространяется на иностранных  граждан бывшего СССР (за исключением  стран Балтии).17

Все иностранные граждане, пребывающие на территории Российской Федерации, подразделяются на две категории: 1) постоянно пребывающие; 2) временно пребывающие. Такое деление имеет  существенное значение с точки зрения их административно-правового статуса. Иностранные граждане, постоянно  проживающие, должны иметь разрешение и вид на жительство. Временно пребывающие иностранные граждане должны иметь зарегистрированные в установленном порядке заграничные паспорта или заменяющие их документы.

Административно-правовые нормы, закрепляющие порядок въезда иностранных граждан и лиц  без гражданства в Россию, оформления документов и передвижение по территории страны, образуют административно-правовой режим пребывания данной категории  лиц в Российской Федерации, что  в принципе соответствует нормам международного права и международной  практике. Отметим, что в последние  годы в России подобное ограничения  были значительно ослаблены.

Порядок въезда, выезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, а также порядок  их транзитного проезда через  территорию нашей страны определяются Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию».

Порядок передвижения иностранных граждан по территории страны определяется ч.3 ст.1 федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Лица не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся  на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России и международными договорами Российской Федерации.

Выезд иностранным  гражданам может быть не разрешен, если иностранный гражданин привлечен  к юридической ответственности, либо отложен до исполнения им своих  имущественных обязательств и по другим обязательствам, предусмотренным  действующим законодательством.18 Административные правонарушения, за которые к административной ответственности могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, можно подразделить на две группы.

Первую общую группу составляют такие правонарушения, за которые к административной ответственности  могут быть привлечены как граждане России, так и иностранные граждане. К ним можно отнести, например, нарушение правил дорожного движения, пользование общественным транспортом, мелкое хулиганство.

Вторую специальную  группу составляют правонарушения, за которые к административной ответственности  привлекаются только иностранные граждане и лица без гражданства, например за нарушение ими правил проживания, регистрации, передвижения, уклонение  от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда. К ним могут быть применены  в качестве меры административного  взыскания предупреждение или штраф. Иностранному гражданину, нарушившему  законодательство о правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Федеральным  законодательством не установлен строго определенный круг административных правонарушений, за совершение которых иностранным  гражданам может быть сокращен срок пребывания.

В связи с этим разрабатываемом  Федеральном законе «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской федерации» и КоАП РФ следует более  четко и детально предусмотреть  перечень проступков, за совершение которых  может быть применено сокращения срока пребывания. Помимо этого к  иностранному гражданину может быть применено такое административное взыскание, как выдворение за пределы  Российской федерации. Основанием для  административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной  границы иностранными гражданами, в  отношение которых принято решение  о привлечении к административной ответственности.

По степени тяжести  правовых последствий выдворение является одной из более тяжких мер среди  других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания  тесно связан с обеспечением государственной  безопасности страны. В связи с  этим более детальное и четкое определение в проекте КоАП России перечня проступков, совершенными иностранными гражданами, за которое может быть к ним применено выдворение, способствовало бы укреплению правопорядка в местах пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и совершенствованию контроля за данной категорией лиц органами исполнительной власти. http://www.bestreferat.ru/referat-29507.html

Особое правовое положение  у глав и сотрудников дипломатических  и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных  государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным  государствам пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под  юрисдикцию Российской Федерации.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Административно-правовой статус лиц с двойным гражданством в РФ

Гражданство РФ приобретается  и прекращается в соответствии с  Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований  приобретения.

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт  гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство  лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются Федеральным законом.

Позиция Российской Федерации  в отношении двойного гражданства  определяется статьей 6 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, в соответствии с  которой:  
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом о двойном гражданстве.  
2. Приобретение гражданином Российской Федерации двойного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Правовой статус лиц  с двойным гражданством имеет  определенные особенности и специально регулируется законодательством государства. Гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.20

Каждый гражданин  Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации.21

Процедура получения  гражданства Российской Федерации  для иностранных граждан является многоступенчатой и состоит в  следующем.

1. На момент подачи  документов иностранный гражданин  должен находиться на территории  РФ. (за исключением тех случаев,  когда обращение происходит в  загранучреждения РФ за рубежом). Иностранный гражданин должен  встать на миграционный учет  в течении 72 часов после пересечения  границы Российской Федерации  по месту подачи документов  на легализацию.

2. Далее подаются  документы на оформление разрешения  на временное проживание в  Российской Федерации.

3. РВП официально  оформляется в течение 2 месяцев  и действует год. Хотя, может  быть выдано и на 3 года с  ежегодной перерегистрацией.

4. Имея РВП иностранный  гражданин вправе подавать документы  на гражданство РФ сразу если  иностранец из СНГ, либо на  вид на жительства в России, если он из дальнего зарубежья.  Это правило действует для  СНГ последний год.

Что касается отказа от гражданства, при вступлении в  гражданство РФ. Если иностранец из страны, с которой у РФ не подписан договор о двойном гражданстве, ему предложат написать заявление  об отказе от своего гражданства.

Получив РВП, иностранный  гражданин может многократно  пересекать границу используя свой статус как въездной визы в РФ, однако для выезда из Российской Федерации  ему каждый раз придется оформлять  въездную визу.

Имея вид на жительство в России иностранный гражданин  может свободно въезжать и выезжать из страны без ограничений.

Двойное гражданство-это  наличие у гражданина РФ гражданства  иностранного государства.

Позиция Российской Федерации  в отношении двойного гражданства  определяется статьей 6 ФЗ «О гражданстве  РФ» от 31 мая 2002г.

Разрешение на временное  проживание в России по квоте и  вне квоты.

Разрешение на временное  проживание является подтверждением права  иностранного гражданина или лица без  гражданства временно проживать  в Российской Федерации до получения  вида на жительства или получения  гражданства РФ.

Без учета утвержденной Правительством России квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

Родившемуся на территории РСФСР и состоящему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или  дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

Состоящему в браке  с гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства  не умаляет его прав и свобод и  не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом  или международным договором  РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  РФ правами и несут обязанности  наравне с гражданами РФ, кроме  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  РФ

Особенности административно-правового  статуса отдельных  категорий иностранных  граждан и лиц  без гражданства

Правовое положение  специальных групп иностранных  граждан, таких, как дипломатические  и консульские представители, члены  экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и  др., регулируется нормами российского  законодательства с учетом обязательств по международным договорам.

Помимо иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории России могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином «постоянный житель». Появление  этой категории лиц связано с  поисками России правовых форм защиты и покровительства прав и интересов  российских граждан, проживающих в  странах СНГ.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства