Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.30 Кб (Скачать)

    Важные гарантии в области индивидуальной свободы  относится к религиозной сфере. В соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г. Собрание законодательства РФ, 1997,№39.стр.4465.иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.

    С учетом сказанного следует обратить внимание на еще одно право, реализуемое в публичной сфере. Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводит собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Поскольку это прямо не адресовано гражданам России, возникает вопрос: могут ли иностранные граждане использовать такие же права? Безусловно. Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий-митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовые мероприятия нельзя. Такой порядок установлен, например, для г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Это могут быть заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению органами государственной власти города в те же сроки и в том же порядке, что и обращение российских граждан. Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.7

    Российская  Конституция регулирует право граждан  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию.Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный труд в РФ различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своих государств, создаваемых в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Законодательство предоставляет иностранным гражданам право выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с Указом Президента РФ, утвердившим Положение о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срок действия разрешения. Решение о выдаче разрешений принимаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и выдаются, как правило, на срок до одного года.9 Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

    - его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

    -это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

    -он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;

    -особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

    Все иностранные  граждане во время их пребывания в  РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения  с органами исполнительной власти в  различных сферах.10

    Регулируя отношения  с иностранными гражданами, государство  не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью  гарантий, которые объединяют условия  и средства, необходимые для осуществления  процесса формирования юридического и  фактического положения лица.

    Юридические гарантии закреплены в законах и  подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в  суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также  восстановить их в случае нарушения.

    Вместе с  тем, органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечение противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.11

    В силу этого  иностранные граждане практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.

    Это - сфера  конституционного и административного  права, и прежде всего та их часть, которая определяет условия и  порядок формирования органов государственной  власти. Согласно ст. 32 Конституции  России, только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более  серьезное внимание. Так, в большинстве  учебников по административному  праву при характеристике административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в  государственном аппарате практически  не рассматривается. 
     

2 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  включает в себя ряд ограничений  их прав и обязанностей, предусмотренных  законодательством: они не могут  избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие  во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться  на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим  законодательством назначение на эти  должности или занятие такой  деятельностью связаны с принадлежностью  к гражданству РФ; они не несут  обязанностей по военной службе.12

Особенности правового  положения иностранцев и лиц  без гражданства заключается  в том, что на них не распространяется некоторые права и обязанности, которые связанные непосредственно  с гражданами России:

- они не могут  быть государственными служащими,  занимать некоторые должности,  например, Президента РФ; командира  экипажа воздушного суда, работать  в милиции;

- они не допускаются  к деятельности связанные с  государственной тайной;

- на них не распространяется  воинская обязанность;

- иностранные граждане  и лица без гражданства, за  исключением граждан СНГ, с  которыми заключены соглашения  о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую  Федерацию при наличии разрешения;

- они проживают  и осуществляют свою деятельность  на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных  паспортов и др.;

- для них могут  быть установлены ограничения  в передвижении и выборов места  жительства;

-для них предусмотрена  такая мера административной  ответственности, как административное  выдворение за пределы Российской  Федерации, которая заключается  в принудительном и контролируемом  перемещении иностранных граждан  и лиц без гражданства через  Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.13 Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.

Федеральным законом  «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный  гражданин и лицо без гражданства  ходатайствует о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему  может быть выдана только при наличии  разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации».

Данное положение  не распространяется на иностранных  граждан - сотрудников дипломатических  представительств и консульских  учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким  образом, иностранные граждане, осуществляя  свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто  занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении  кого делается отчисления в страховые  пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области  трудовой деятельности данной категории  лиц в нашей стране.

Так, законодательство исключает возможность выполнения иностранными гражданами и лицами без  гражданства функции нотариусов (ст.2 основ Законодательства Российской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные  детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего  для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет  лишь российским гражданам.14

Есть ряд и других ограничений трудовой деятельности иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации, связанных прежде сего с  обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы  и т.п. Правда, скорее здесь можно  говорить об исключениях, чем о правилах.

Вид на жительство в  России - это отдельный документ, выданный иностранному гражданину или  лицу без гражданства в подтверждение  их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также  их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд. Вид  на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность

Иностранные граждане, проживающие в России, имеют право  на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено  законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» условия  пенсионного обеспечения иностранных  граждан, работящих на предприятиях и в организациях, согласовываются  в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи  на пенсионное обеспечение иностранных  работников предприятия и организации  с иностранными инвестициями перечисляются  в соответствующие фонды стран  их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

К числу основных прав каждого человека на территории РФ относится и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранение оказывается  гражданам России бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Закон «О правовом положении иностранных граждан России» установил, что находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает в нашей стране постоянно, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Со времени принятия Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. прошло больше 20 лет. В нашей стране произошли радикальные социально-экономические и политические изменения. В 1993 г. принята Конституция РФ. В связи с этим в организации здравоохранения произошли существенные изменения. Наряду с единой государственной системой здравоохранения теперь имеются еще две - муниципальная и частная. Поэтому постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане испытывают те же проблемы выбора между бесплатной и платной медициной, что и российские граждане. Временно находящиеся на территории нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги (прежде всего операция). Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно прибывающих на территории иностранных граждан либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.15

Информация о работе Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства