Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа
Целью данного исследования является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, определение проблем стоящих перед данным институтом и путей его совершенствования.
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования
Введение 5
1. Административное правонарушение. Административная ответственность 8
1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения 8
1.2. Понятие и основные черты административной ответственности 17
1.3. Понятие административных взысканий и их наложение 23
2. Производство по отдельным видам административных правонарушений 34
2.1. Общая характеристика отдельных видов административных правонарушений 34
2.2. Возбуждение дел об административных правонарушениях 48
2.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях 51
Заключение 56
Библиография 59
От эксперта необходимо отличать специалиста, привлекаемого к участию в производстве по делу, который также обладает специальными познаниями. Однако последний не проводит экспертных исследований, не дает заключения по делу, а лишь оказывает помощь при производстве отдельных процессуальных действий, консультирует по специальным вопросам (например, вопросам наименования, технической пригодности, стоимости приборов, деталей, изъятых у нарушителей по делам о мелких хищениях);
в) переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ).
При рассмотрении административных правонарушений каждому лицу, участвующему в деле, должно быть предоставлено право пользования родным языком. Переводчиком может быть любое лицо, обладающее необходимыми познаниями в соответствующих языках. Он назначается должностным лицом, в производстве которого находится административное дело.
Переводчик обязан явиться по вызову должностного лица и выполнить полно и точно порученный ему перевод. При этом другой функции (адвоката, эксперта, свидетеля и т.д.) он выполнять не должен. Об участии в деле переводчика делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу (при участии в рассмотрении дела);
г) понятой (ст. 25.7 КоАП РФ).
При производстве некоторых процессуальных действий (производство досмотра вещей, личного досмотра и др.) необходимо присутствие понятых. Основное назначение понятого состоит в том, чтобы, наблюдая за производством процессуальных действий, удостоверить правильность отражения этих действий и их результатов в соответствующем документе. В этой связи трудно согласиться с мнением Е.В. Додина14, который возлагает на понятого не только функции подтверждения достоверности процессуальных действий, но и факта, подлежащего доказыванию. По существу, происходит отождествление понятых со свидетелями. На практике это приводит к тому, что в отдельных случаях протокол об административном правонарушении подписывают лица, присутствующие лишь при его составлении (внештатные сотрудники милиции и др.), не являющиеся очевидцами правонарушения.
Правовое положение понятого в административном производстве аналогично его положению в административном процессе. Он вправе знакомиться с документом, фиксирующим действие, при совершении которого присутствовал, делать замечания и т.п.
Важное место в теории и практике юрисдикционных органов занимает понятие доказательств.
Под юридическими доказательствами следует понимать фактические данные, которые используются для установления обстоятельств дела в соответствии с принципом объективной истины15.
Учитывая важное значение доказательств для правоприменительной практики, правовая наука большое внимание уделяет их глубокому и всестороннему изучению. Большой вклад в развитие теории доказательств внесли такие ученые - представители науки уголовно-процессуального права, как В.Д. Арсеньев, Р.С. Белкин, В.Я. Дорохов, М.С. Строгович и др.
Интерес к изучению доказательств в административном процессе был проявлен со стороны ученых в середине 70-х годов и реализован в закреплении данного понятия в КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следует отметить, что в уголовно-процессуальном праве понятие доказательств аналогично.
От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых они вовлекаются в сферу процессуального доказывания. Носители (источники) информации ничего сами по себе не доказывают, если не выявлено их содержание - сведения о чем-либо (фактические данные), В то же время фактические данные не могут существовать без определенного носителя (источника). В этом проявляется единство доказательства и источника, т.е. содержания и формы.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ источниками доказательств (т.е. средств установления фактических данных) являются: протокол об административном правонарушении; объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности; показания потерпевшего, свидетелей; заключение эксперта; вещественные доказательства; протокол об изъятии вещей и документов; иные документы.
Для того, чтобы фактические данные могли быть использованы в качестве доказательств, они должны отвечать требованиям относимости допустимости, где первое касается содержания, а второе - источника доказательств. Под относимостью доказательств понимается возможность использования их по делу для установления фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию либо имеющих значение для правильного разрешения дела в силу существующей между теми и другими объективной взаимосвязи16.
При решении вопроса о соответствии того или иного доказательства требованию относимости необходимо прежде всего определить, входят ли факты и обстоятельства, устанавливаемые с помощью доказательств, в круг тех, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, в силу чего и подлежат доказыванию.
В правовой литературе совокупность фактических обстоятельств, характеризующих личность правонарушителя, и иных обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения дела по существу, именуют предметом доказывания17. В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности (т.е. возможность нести административную ответственность); 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива; 7) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, предметом доказывания по делам об административных правонарушениях служит совокупность обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальным законодательством, установление которых необходимо для принятия обоснованного и законного решения по делу.
Под допустимостью доказательств понимается соответствие требованиям закона источника, а также способа получения и закрепления фактических данных.
Требование допустимости имеет два аспекта: с одной стороны, фактические данные могут быть получены только из точных и исчерпывающих, предусмотренных законом источников; с другой - способы получения фактических данных должны соответствовать закону.
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из ряда стадий.
Под стадией, как известно, следует понимать такую относительно самостоятельную часть производства, которая в рамках общих задач всего производства имеет свои, свойственные только ей задачи и особенности. Стадии органически связаны между собой, последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончено производство на предыдущей.
Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях: 1) возбуждение административного дела; 2) рассмотрение административного дела компетентным органом; 3) принятие соответствующего решения; 4) исполнение решения, вынесенного по административному делу; 5) обжалование решения и опротестование постановлений, их пересмотр.
В
связи с существованием наряду с общим
ускоренного производства, по некоторым
категориям дел стадии производства в
отдельных случаях недостаточно четко
выражены или сливаются. Так, при взыскании
штрафа на месте соединяются возбуждение
административного дела, его рассмотрение
и исполнение постановления.
Возбуждение административного дела18 является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление ''Обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, Применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Основанием возбуждения административного дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка (фактическое основание). Однако, как известно, не все факты появления в общественном месте в пьяном виде, браконьерства и др. проступков повлекли соответствующие последствия, т.е. виновные остались безнаказанными. Поэтому наряду с фактическим, материальным основанием требуется еще и формальное, процессуальное основание. Оно содержит информацию о наличии фактического основания, исходит от определенных лиц, адресовано полномочным органам, должностным лицам. Иными словами, для возбуждения дела необходим повод, т.е. получение информации о деянии, поскольку латентное нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений.
Поводами для возбуждения административных дел могут быть заявления граждан (потерпевших, очевидцев и т.п.); сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, в печати и иных средствах массовой информации, а также непосредственное обнаружение проступка должностными лицами ОВД.
Касаясь последнего повода, следует отметить, что в уголовном процессе в подобных обстоятельствах считается, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение.
В КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых исключается производство по делам об АП, а значит административное дело не возбуждается. Таковыми являются: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков наложения административного взыскания; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемою к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела, а также наличие по данному факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
В КоАП РФ говорится о том, что протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Таким образом, в данной статье речь, по существу, идет об установлении факта административного правонарушения и полномочиях соответствующих лиц на возбуждение дела. В органах внутренних дел правом возбуждения дел об административных правонарушениях наделен широкий круг сотрудников патрульно-постовой службы, ГАИ, паспортных аппаратов И т.д. И в этом плане наблюдается определенная специализация.
Действующим законодательством срок производства административного расследования (т.е. промежуток времени от момента обнаружения правонарушения до направления материалов по подведомственности) четко Ив определен. Однако по общему правилу расследование может осуществляться в течение давности срока привлечения к административной ответственности. В этой связи трудно согласиться с мнением ряда авторов19, увязывающих между собой сроки расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях, поскольку сроки рассмотрения в соответствии с КоАП РФ исчисляются со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на 2 группы. Первую группу составляют обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся: событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения; виновность лица в совершении административного правонарушения; вредные последствия правонарушения.
Вторую группу составляют обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. К ним относятся: обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя (обстоятельства, которые отягчают вину и усиливают ответственность; обстоятельства, смягчающие ответственность); обстоятельства, способствующие совершению проступка.
Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях - направление материалов расследования на рассмотрение. Это происходит лишь в тех случаях, когда должностное лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу.