Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, определение проблем стоящих перед данным институтом и путей его совершенствования.

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.

Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования

Оглавление

Введение 5

1. Административное правонарушение. Административная ответственность 8

1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения 8

1.2. Понятие и основные черты административной ответственности 17

1.3. Понятие административных взысканий и их наложение 23

2. Производство по отдельным видам административных правонарушений 34

2.1. Общая характеристика отдельных видов административных правонарушений 34

2.2. Возбуждение дел об административных правонарушениях 48

2.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях 51

Заключение 56

Библиография 59

Файлы: 1 файл

диплом Административные правонарушения.rtf

— 378.27 Кб (Скачать)

     В законодательстве предусмотрены следующие взыскания в форме конфискации: 1) в качестве основного административного взыскания; 2) в качестве дополнительного административного взыскания: а) подлежащего обязательному применению; б) применяемым по усмотрению лица (органа), принимающего решение; в) применяемого органом (лицом) по своему усмотрению в виде альтернативы возмездному изъятию.

     Однако применение административных взысканий в виде возмездного изъятия и конфискации в административном порядке противоречит ст.35 Конституции РФ, устанавливающей, что право частной собственности охраняется законом и гражданин может быть лишен права собственности на имущество только по решению суда.

     Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты), применяется до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Срок лишения таких прав не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.

     Лишение управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются ими в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение действующих правил места ДТП, участниками которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

     Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней. Исправительные работы не могут применяться к лицам, не имеющим постоянного места работы.

     Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

     Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

     Административный арест и исправительные работы могут применяться в случаях: мелкого хулиганства; злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника; распития спиртных напитков в общественных местах; других действий, предусмотренных 20.20 КоАП РФ, совершенных лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию; повторного нарушения порядка организации проведения массовых акций, митингов, уличных шествий, демонстраций (ст. 19.1 КоАП РФ); определенных административных правонарушений в условиях чрезвычайного положения; незаконного приобретения или хранения без цели сбыта наркотических средств, без назначения врача (ст. 6.8 КоАП РФ).

     За совершение мелкого хищения, уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям, предусматриваются исправительные работы, но не административный арест, а за нарушение порядка организации и проведения массовых акций, совершенных впервые, налагается административный арест, применение же исправительных работ за данное правонарушение исключается.

     Мера взыскания в виде выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта мера принуждения по своей природе, как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, более близка к мерам административного пресечения, чем к мерам административного взыскания, так как эта мера не влечет за собой правовых последствий, вызываемых применением мер административных взысканий.

     Порядку (исполнению постановлений) о наложении административных взысканий отводится отдельный раздел КоАП РФ.

     В нем определены основные положения и требования, подлежащие соблюдению при наложении административных взысканий, не включая при этом вопросы производства об административных правонарушениях.

     В начале сформулированы основные положения цели и общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица при наложении взысканий за любое административное правонарушение. Эти общие правила призваны обеспечить законность в реализации конкретного факта правонарушения. Взыскания налагаются в пределах, устанавливаемых нормативными актами, предусматривающими ответственность, в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях. К числу таких актов относятся КоАП РФ (Особенная часть), федеральные законы, другие нормативно-правовые акты. Нормы, за нарушение которых установлены меры административного взыскания, могут содержаться и в актах субъектов Российской Федерации.

     Административное взыскание налагается только за умышленное, виновное совершенное административное правонарушение в пределах и порядке, установленных нормой закона. Мера взыскания должна быть наложена в строгом соответствии с нормой правового акта. Субъект административного правонарушения должен быть одновременно и субъектом административной ответственности, то есть лицом, подлежащим административной ответственности (достигшее 16-летнего возраста, вменяемое и др.) Взыскание за административное правонарушение применяется в пределах санкции, предусмотренной за данный проступок. Не допускается применение взысканий выше предусмотренной данной нормой санкции. Например, орган или должностное лицо, решающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве (ст. 4.2 КоАП РФ).

     Административные взыскания за правонарушения должны налагаться с учетом характера деяния, определяемого объектом посягательства, его последствий, распространенности данного правонарушения и состояния мер борьбы с ним; личности правонарушителя и степени его вины (характеристика с места работы, по месту жительства, умышленное или неосторожное и т. п.); имущественного положения, так как наказание не должно ставить правонарушителя материально в безвыходное положение, а должно предупреждать совершение новых правонарушений, а также не ущемлять материальные интересы членов малообеспеченной семьи. В связи с этим в ст. 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность правонарушителя. С учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя лицо, принимающее решение, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Подобное решение в плане ужесточения наказания выше пределов, указанных в норме, орган (лицо) не имеет права принимать.

     В ст. 4.2 КоАП РФ законодатель перечисляет обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения. К ним относятся: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до 1 года.

     В ст. 4.3 КоАП РФ приведены обстоятельства, отягчающие ответственность: продолжение противоправного поведения, несмотря на законное требование уполномоченного лица прекратить его; повторное совершение в течение года однородного проступка, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения: а) лицом, ранее совершавшим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения.

     Орган (лицо), принимающий решение о взыскании, в зависимости от обстоятельств дела может не признать данное обстоятельство отягчающим. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, законодатель приводит исчерпывающий, в отличие от перечня смягчающих вину обстоятельств, где он открыт для целесообразного использования субъективных факторов по конкретному делу.

     За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применять только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию в применении мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством.

     При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение. В этом случае к основному взысканию присоединяется по усмотрению органа (лица), принимающего решение, одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

     Административное взыскание может быть наложено за правонарушение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Такой короткий срок административного производства, по мнению законодателя, повышает оперативность мер воздействия и эффективность самой нормы.

     Особое место в системе административной ответственности занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она нова и не получила достаточно приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, так как один из признаков административного правонарушения - виновность - весьма не однозначен для коллективного органа.

     Применительно к юридическим лицам термин "административная ответственность" некорректен, здесь уместней применение оборота "ответственность в административном порядке".

     Впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем и в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства"12 прямо указывается на административную ответственность коллективных образований.

     Ранее административная ответственность применялась к юридическим лицам за отдельные правонарушения, например, за уклонение от участия в дорожном строительстве.

     Переход к рыночным отношениям, образование субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. В ряде случаев введена административная ответственность одновременно как юридических лиц, так и физических.

     Административные признаки субъекта правонарушения юридического лица чаще определяются в деяниях должностных лиц и тогда их можно привлекать к ответственности, если такое не усматривается, то привлекается к ответственности юридическое лицо.

 

2. Производство по отдельным видам административных правонарушений

2.1. Общая характеристика отдельных видов  
      административных правонарушений

 
 

     В деятельности органов государственного управления важное место занимает борьба с административными правонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные меры административного принуждения, применение которых возможно лишь в установленном законом порядке. Процессуальной формой применения административного принуждения является производство по делам об административных правонарушениях, что является составной частью административного процесса.

     Производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных и общественных органов, направленная на решение дел об административных правонарушениях, применение мер административного взыскания13. Данное производство дифференцируется по различным критериям: по объектам деятельности (судебное, органов внутренних дел и др.), по видам санкций (штраф, исправительные работы и др.), категориям дел (мелкое хищение, нарушение правил воинского учета и др.), по объему и сложности процессуальной деятельности (ускоренное, обычное и. особое производство).

     В юридической науке все нормы права принято делить на материальные и процессуальные. Если первые закрепляют права и обязанности, то вторые - порядок осуществления этих прав и обязанностей.

     В институте административной ответственности значительную часть составляют материальные нормы. Они устанавливают систему административных правонарушений, виды административных взысканий и т.п. Административно-процессуальные нормы определяют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий. Эти процессуальные нормы регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

     Административно-процессуальное законодательство имеет свои особенности. Так, например, нормы, регулирующие уголовный процесс, обособлены от материальных норм уголовного права (существуют две самостоятельные отрасли права - уголовное и процессуальное). Такое же положение с процессуальное законодательство является частью административного права, его материальные и процессуальные нормы существуют в рамках единой отрасли.

Информация о работе Административное правонарушение