Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды административной ответственности 5
Глава2. Административное правонарушение. 11
1. Понятие и признаки административного правонарушения 11
2. Проблема разграничения уголовной и административной ответственности за правонарушение 14
Глава 3. Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве. Проблема разграничения ответственности 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Для административного правонарушения характерны следующие признаки:
1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое нет.
2. Противоправность – заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.
3. Виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.
4. Наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения.
Принципами административной ответственности являются:
1. законность
2. целесообразность ответственности
3. ответственность за вину
4. неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности
5. индивидуализация мер ответственности
6. гуманизм
7. гласность
Основаниями административной ответственности являются:
Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета.
Фактическое основание – совершение административного правонарушения.
Процессуальное основание – издание правоприменительного акта.
Административная ответственность имеет ряд отличий от других видов ответственности – уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. Наглядно их можно увидеть при детальном изучении следующей таблицы:
Таблица 1 «Разграничения административной ответственности».
Административная ответственность | Другие виды юридической ответственности |
Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах.
| Уголовная ответственность устанавливается только законами; Дисциплинарная – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; Материальная - законодательством о труде и гражданским законодательством; |
Основанием административной ответственности является административное правонарушение | Основанием уголовной ответственности является преступление; Дисциплинарной – дисциплинарный проступок; Материальной – причинение материального вреда |
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица | Субъекты уголовной ответственности – только физические лица |
За административные правонарушения применяются административные взыскания | За преступления – меры уголовной ответственности; За дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания |
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями) | Меры уголовной ответственности определяются только судом; Дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; Материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами |
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока | Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; Один из видов дисциплинарного взыскания – увольнения с работы. |
Меры административной ответственности применяется в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. | Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; Дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; Дела о материальной ответственности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства. |
Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.
К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:
1) Не достижение установленного законом возраста.
2) Невменяемость лица, совершившего правонарушение, то есть лицо вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
3) Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
4) Необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.
Из этого правила есть частные и конкретные исключения, например, филиалы предприятий, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных.
Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.
Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природа - заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложен штраф на граждан, должностных и юридических лиц.
Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также и другие меры ответственности. Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.
Административная ответственность организаций может иметь и имеет конкретные особенности в зависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она установлена. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть результатом свободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований.[4]
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Так, оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления или должностных лиц в осуществлении дисциплинарной власти.
Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.
В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.
Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
В общем, дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:ее основанием является дисциплинарный проступок; за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами или должностными лицами; пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.
По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнением работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами трудового распорядка.[4]
Субъектом таких проступков является основная масса работников, но не все они. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих, определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами и положениями.
Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объём и содержание которой определяется различным способом.
Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными или должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это область гражданского и трудового права.
Тем не менее, административное право, хотя и своеобразным образом, но проявляет себя и в этой области. Прежде всего, с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке:
Во-первых, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;
Во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышения цен на продукцию.
Законодательством предусматриваются такие случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права.
Отдельным органом исполнительной власти или должностным лицам предоставляется законодательное право применения санкций имущественного характера.
Так, Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:
- уплатить штраф в доход местного бюджета;
возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.