Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании оснований и пределов административной ответственности индивидуального предпринимателя.
Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:
1) охарактеризовать индивидуального предпринимателя как субъекта административной ответственности;
2) изучить организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности;
3) проанализировать презумпцию невиновности предпринимателя при привлечении его к административной ответственности;
4) рассмотреть проблемы применения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей при привлечении их к административной ответственности.
Введение 3
Глава 1. Общие положения об административной ответственности индии-видуального предпринимателя 5
1.1. Понятие «административная ответственность» 5
1.2. Индивидуальный предприниматель как субъект административной ответ-ственности 10
1.3. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности 14
Глава 2. Проблема привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности 18
2.1. Презумпция невиновности предпринимателя при привлечении его к адми-нистративной ответственности 18
2.2. Проблемы применения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей при привлечении их к административной ответственности 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Реализацией названных выше положений стало принятие 26 декабря 2008 г. нового закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок30 (далее - Закон о проверках). Закон как регулятор общественных отношений начинает действовать, то есть порождать определенные права и обязанности, только тогда, когда он вступает в силу31. Согласно статье 27 данного Закона о проверках он вступает в силу с 1 июля 2009 г., за исключением частей 6 и 7 статьи 9, которые вступают в силу с 1 января 2010 г. Вместе с тем, не исключен перенос срока его вступления в силу и на более ранний момент времени в целях снижения административного давления на бизнес и в связи с финансовым кризисом.
Представляется, что отложенный срок вступления в силу Закона о проверках был выбран не случайно. Должно пройти определенное время, чтобы весь пакет положений по реализации закона был подготовлен и принят. Кроме того, пролонгация срока вступления в силу рассматриваемого закона дает участникам регулируемых им отношений время, необходимое для учета его требований в своей деятельности. В другом случае реализация рассматриваемого закона была бы затруднительна. Прогнозирование развития законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях представляет не только сугубо научный интерес по осмыслению и совершенствованию законодательного закрепления административной ответственности, но и практический - для проведения государственной политики, совершенствования правоприменительной практики, учета результатов прогнозов в бизнес-проектах и т.д.
Необходимо отметить ряд принципиальных отличий принятого Закона о проверках от действавшего до 30.06.2009 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»32, влияющих на установление административной ответственности за его нарушения. Закон о проверках в структурном отношении отличается от Федерального закона № 134-ФЗ незначительно. Однако по содержанию указанные законы различаются существенным образом.
Прежде
всего, следует обратить внимание на
сферу применения Закона о проверках.
Новый закон регулирует отношения
в области организации и
Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию и проведение на территории муниципального образования соответствующих проверок (соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 4 статьи 2 Закона о проверках)). Поэтому положения, предусматривающие установление административной ответственности за правонарушения при осуществлении муниципального контроля, не могут устанавливаться в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо
также учитывать положения
В
силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 данного
кодекса к ведению Российской
Федерации в области
Определенного
рода упущением разработчиков
По сравнению с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ изменен состав принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок. Так, в Закон о проверках включены новые принципы, действие которых направлено на достижение отмеченных выше целей:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о проверках);
2) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 5 статьи 3 Закона о проверках);
3) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности (часть 6 статьи 3 Закона о проверках);
4) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю (часть 9 статьи 3 Закона о проверках).
В юридической литературе отмечалось в качестве недостатка состава принципов защиты проверяемых лиц, содержащегося в ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ: «Не зафиксирован принцип соблюдения законности во всех действиях контролирующих органов, для которых этот принцип имеет первостепенное значение»34. Предлагаемый принцип отсутствует и в законе о проверках.
В Законе о проверках сформированы две относительно обособленные с точки зрения опасности группы нарушений, субъектами которых являются индивидуальные предприниматели. К первой группе могут быть отнесены:
1) необоснованное препятствование проведению проверок;
2) уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами. Как видно из формулировок приведенных правонарушений, они совершаются умышленно.
Следует
отметить, что неисполнение в установленный
срок предписаний органов
Ко второй группе отнесем:
1) непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;
2) отсутствие при проведении проверок руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, а равно индивидуальных предпринимателей или их уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований при условии надлежащего уведомления.
Вместе с тем, отсутствие перечисленных лиц при проведении проверок даже при условии их надлежащего уведомления может быть вызвано разнообразными обстоятельствами, в том числе не связанными с их противоправным поведением. По этой причине предусматривать административную ответственность в отношении этих лиц нецелесообразно.
Представляется, что административная ответственность за правонарушения первой и второй групп может быть установлена в рамках двух статей (14.36, 14.37), вносимых в Главу 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ.
Заключение
Подведем основные итоги курсовой работы.
На индивидуальных предпринимателей, как и на юридические лица, может налагаться, в частности, административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности предпринимателя допускается вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им норм административного законодательства.
Основные черты административной ответственности заключаются в том, что основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, которое по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.
Кодекс
Российской Федерации об административной
ответственности
Итак, административная ответственность индивидуального предпринимателя предусмотрена за следующие правонарушения:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
2)
осуществление
3)
незаконная продажа товаров (
4)
продажа товаров, выполнение
5)
продажа товаров, выполнение
6)
обман или нарушение прав
7)
нарушение законодательства о
государственной регистрации
Информация о работе Административная ответственность индивидуального предпринимателя