Административная ответственность индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании оснований и пределов административной ответственности индивидуального предпринимателя.
Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:
1) охарактеризовать индивидуального предпринимателя как субъекта административной ответственности;
2) изучить организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности;
3) проанализировать презумпцию невиновности предпринимателя при привлечении его к административной ответственности;
4) рассмотреть проблемы применения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей при привлечении их к административной ответственности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие положения об административной ответственности индии-видуального предпринимателя 5
1.1. Понятие «административная ответственность» 5
1.2. Индивидуальный предприниматель как субъект административной ответ-ственности 10
1.3. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности 14

Глава 2. Проблема привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности 18
2.1. Презумпция невиновности предпринимателя при привлечении его к адми-нистративной ответственности 18
2.2. Проблемы применения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей при привлечении их к административной ответственности 24

Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Административная ответственность индивидуального предпринимателя.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

      Реализацией названных выше положений стало  принятие 26 декабря 2008 г. нового закона о защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок30 (далее - Закон о проверках). Закон как регулятор общественных отношений начинает действовать, то есть порождать определенные права и обязанности, только тогда, когда он вступает в силу31. Согласно статье 27 данного Закона о проверках он вступает в силу с 1 июля 2009 г., за исключением частей 6 и 7 статьи 9, которые вступают в силу с 1 января 2010 г. Вместе с тем, не исключен перенос срока его вступления в силу и на более ранний момент времени в целях снижения административного давления на бизнес и в связи с финансовым кризисом.

      Представляется, что отложенный срок вступления в силу Закона о проверках был выбран не случайно. Должно пройти определенное время, чтобы весь пакет положений по реализации закона был подготовлен и принят. Кроме того, пролонгация срока вступления в силу рассматриваемого закона дает участникам регулируемых им отношений время, необходимое для учета его требований в своей деятельности. В другом случае реализация рассматриваемого закона была бы затруднительна. Прогнозирование развития законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях представляет не только сугубо научный интерес по осмыслению и совершенствованию законодательного закрепления административной ответственности, но и практический - для проведения государственной политики, совершенствования правоприменительной практики, учета результатов прогнозов в бизнес-проектах и т.д.

      Необходимо  отметить ряд принципиальных отличий  принятого Закона о проверках  от действавшего до 30.06.2009 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»32, влияющих на установление административной ответственности за его нарушения. Закон о проверках в структурном отношении отличается от Федерального закона № 134-ФЗ незначительно. Однако по содержанию указанные законы различаются существенным образом.

      Прежде  всего, следует обратить внимание на сферу применения Закона о проверках. Новый закон регулирует отношения  в области организации и осуществления  государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при их осуществлении. Его сфера расширилась за счет включения отношений по проведению муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при его осуществлении. Вместе с тем, отмеченное изменение не в полной мере коррелирует со стремлением к снижению административных барьеров, уменьшению давления на бизнес при осуществлении контроля и надзора, поскольку предусматривает, по сути, новый вид контроля - муниципальный.

      Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию и проведение на территории муниципального образования соответствующих  проверок (соблюдения требований, установленных  муниципальными правовыми актами (пункт 4 статьи 2 Закона о проверках)). Поэтому положения, предусматривающие установление административной ответственности за правонарушения при осуществлении муниципального контроля, не могут устанавливаться в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Необходимо  также учитывать положения Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»33. Согласно подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Следовательно, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не может устанавливаться административная ответственность за нарушение требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении государственного контроля (надзора).

      В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 данного  кодекса к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, любые изменения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, могут устанавливать административную ответственность только за правонарушения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). Следовательно, имеется немалый потенциал для развития регионального законодательства об административных правонарушениях в рассматриваемом направлении. Так, субъекты Российской Федерации могли бы принять собственные правовые акты об административных правонарушениях, содержащие свои нормы об административной ответственности должностных лиц, в том числе осуществляющих муниципальный контроль за нарушение требований к осуществлению проверочных мероприятий.

      Определенного рода упущением разработчиков законопроекта  можно назвать отказ в Законе о проверках от преамбулы, определяющей направленность данного закона, которая присутствовала в ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. В частности, в ней могли быть отмечены, такие цели: 1) защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поведении проверок; 2) снижение административных барьеров в предпринимательской деятельности; 3) противодействие коррупционным проявлениям при проведении контрольных мероприятий и т.д.

      По  сравнению с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ изменен состав принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок. Так, в Закон о проверках включены новые принципы, действие которых направлено на достижение отмеченных выше целей:

      1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о проверках);

      2) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 5 статьи 3 Закона о проверках);

      3) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности (часть 6 статьи 3 Закона о проверках);

      4) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю (часть 9 статьи 3 Закона о проверках).

      В юридической литературе отмечалось в качестве недостатка состава принципов  защиты проверяемых лиц, содержащегося в ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ: «Не зафиксирован принцип соблюдения законности во всех действиях контролирующих органов, для которых этот принцип имеет первостепенное значение»34. Предлагаемый принцип отсутствует и в законе о проверках.

      В Законе о проверках сформированы две относительно обособленные с точки зрения опасности группы нарушений, субъектами которых являются индивидуальные предприниматели. К первой группе могут быть отнесены:

      1) необоснованное препятствование проведению проверок;

      2) уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами. Как видно из формулировок приведенных правонарушений, они совершаются умышленно.

      Следует отметить, что неисполнение в установленный  срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, и необоснованное препятствование проведению проверок влекут административную ответственность, предусмотренную статьями 19.4 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Ко  второй группе отнесем:

      1) непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;

      2) отсутствие при проведении проверок руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, а равно индивидуальных предпринимателей или их уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований при условии надлежащего уведомления.

      Вместе  с тем, отсутствие перечисленных лиц при проведении проверок даже при условии их надлежащего уведомления может быть вызвано разнообразными обстоятельствами, в том числе не связанными с их противоправным поведением. По этой причине предусматривать административную ответственность в отношении этих лиц нецелесообразно.

      Представляется, что административная ответственность  за правонарушения первой и второй групп может быть установлена  в рамках двух статей (14.36, 14.37), вносимых в Главу 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ.

Заключение 

      Подведем основные итоги курсовой работы.

      На  индивидуальных предпринимателей, как  и на юридические лица, может налагаться, в частности, административная ответственность.

      Привлечение к административной ответственности предпринимателя допускается вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им норм административного законодательства.

      Основные  черты административной ответственности  заключаются в том, что основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, которое по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.

      Кодекс  Российской Федерации об административной ответственности предусматривает ответственность за целый ряд правонарушений, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью. Причем в этих случаях КоАП РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей к должностным лицам. То есть административная ответственность предпринимателя такая же, как и административная ответственность должностных лиц.

      Итак, административная ответственность индивидуального предпринимателя предусмотрена за следующие правонарушения:

      1) нарушение законодательства о  труде и об охране труда  (ст. 5.27 КоАП РФ); 

      2) осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального  разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ). Кроме того, кодекс об административной  ответственности предусматривает  ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе; 

      3) незаконная продажа товаров (иных  вещей), свободная реализация которых  запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ); 

      4) продажа товаров, выполнение работ  либо оказание населению услуг  ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ); 

      5) продажа товаров, выполнение работ  либо оказание услуг при отсутствии  установленной информации либо  без применения ККТ (ст. 14.5 КоАП  РФ); 

      6) обман или нарушение прав потребителей (ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ); 

      7) нарушение законодательства о  государственной регистрации индивидуальных  предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ) и  др. 

Информация о работе Административная ответственность индивидуального предпринимателя