Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 01:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать теоретическую концепцию административной юстиции в Российской Федерации, раскрыть содержание и специфику административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства по публично-правовым спорам.
Введение
1. Понятие, история развития, сущность административной юстиции
1.1 К истории развития административной юстиции
1.2 Понятие "административной юстиции"
1.3 Признаки "административной юстиции"
2. Современное состояние административной юстиции
2.1 Рассмотрение административных споров в судах общей юрисдикции
2.2 Рассмотрение административных споров в арбитражных судах
3. Перспективы развития административной юстиции
3.1 Предпосылки и причины формирования в России административного судопроизводства
3.2 Подходы к формированию административной юстиции
Заключение
Список использованной литературы
Стоит сразу оговориться,
что проект ФЗ не лишен изъянов. Так,
например, Масленников указывает
на несовершенство отдельных норм проекта,
в частности посвященных
Кроме того, в настоящее
время научной общественностью
активно обсуждается
Изучение правоприменительной практики, а также юридической литературы позволяет внести на обсуждение ряд вопросов. Представляется необходимым в целях исключения организационной путаницы передать административным судам все полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, как вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, так и дела, по которым может быть назначено наказание в виде административного ареста и т.д. Данной точки зрения придерживался, в частности, и секретарь пленума -- судья Верховного Суда РФ В. Демидов во время работы научно-практической конференции "Проблемы защиты публичных и частных прав и интересов в административных судах" в марте 2001 г. в своем докладе он отметил отсутствие серьезных научных разработок в области административной юстиции, высказался за передачу в компетенцию административных судов всех споров публично-правового характера, включая дела об административных правонарушениях.
По нашему мнению, представляется заслуживающим внимания встречающееся в юридической литературе предложение об отнесении к подведомственности административных судов не только рассмотрения жалоб на действия судей, но и жалоб самих судей по вопросам, связанным с осуществлением ими своей трудовой профессиональной деятельности.
В дискуссиях, озвученных на страницах журнала "Российская юстиция", В. Кряжков и Ю. Старилов предлагают рассмотрение споров между субъектами предпринимательской деятельности и органами публичного управления передать в юрисдикцию административных судов, изъяв их из производства арбитражных судов. В процессуальном плане было бы целесообразно, кроме подсудности дел, сроков подачи и рассмотрения жалоб, установить и круг субъектов, имеющих право обращаться в суд с соответствующим требованием (применительно к гражданам, возможно, такое право надо предоставить лишь тем лицам, чьи права нарушены административным актом непосредственно), основания обращения и допустимость обжалования административного акта (действия, бездействия) в административном суде.
Обсуждаемый в настоящее время проект закона об административных судах закладывает фундамент административной юстиции. По данному варианту административные суды (окружные, межрайонные, судебные коллегии в составе Верховного Суда РФ и судах в субъектах Федерации) входят в систему судов общей юрисдикции. Они призваны осуществлять судопроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. По сути, пока предполагается только изменение организационной формы правосудия с сохранением существующих процессуальных основ и видов разрешаемых в суде публично-правовых споров.
Существует и группа ученых,
выступающих против создания специальных
органов административной юстиции.
Они подвергают критике аргумент
сторонников административной юстиции
о конституционности создания административных
судов. Вторые исходят из того, что
ч.2 ст.118 закрепляет "Судебная власть
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства". Однако
Конституция РФ устанавливает только
3 федеральных органа судебной власти:
Конституционный суд РФ, Верховный
суд РФ и Высший арбитражный суд
РФ. Поэтому конституционность
Представляет интерес
позиция Высшего арбитражного суда,
который представил концепцию законопроекта
о новом органе - Федеральной административной
службе (ФАС). Служба рассматривала
бы во внесудебном порядке
В ФАС и ее территориальные
органы следовало бы жаловаться на
чиновников, служба рассматривала бы
дела о привлечении к
Как считает один из авторов концепции Инна Панова, новый орган отсеял бы большую часть дел на подступах к судам. Внесудебный порядок рассмотрения административных споров предлагается сделать обязательным.
Однако стоит отметить, что законодатель, отнюдь не торопится с решением вопроса об организации и деятельности органов административной юстиции.
Заключение
Административная юстиция
является фундаментом юридической
конструкции, обеспечивающей судебно-правовую
защиту физических и юридических
лиц; административная юстиция выполняет
функцию сдерживания и
В современной России, в отличие от многих европейских государств, отсутствует обособленная от общей система административных судов. Административные дела разрешаются в рамках гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах.
В настоящее время суть
административной реформы состоит
в том, чтобы доработать проект Федерального
конституционного закона "Об административных
судах Российской Федерации", рассмотреть
подготовленный проект Кодекса административного
судопроизводства. Данная последовательность
разработки и принятия вышеуказанных
нормативных актов отражает отмеченную
связь норм материального и
Список использованной литературы
1) Козлова Л.С. Актуальные
вопросы деятельности
Административное право и процесс. 2006, №1. С. 38.
2) Бойцова В.В., Бойцов В.Я.. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // ГиП. 1994. №5. С.44-46.
3) Салищева Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере исполнительной власти в Российской Федерации. С.78.
4) Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997. С.132.
5) И.В.Панова. Юридический процесс. Саратов, 1998. С.50-51.
6) Соловьева А.К. Концепция
административной юстиции: