Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 01:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать теоретическую концепцию административной юстиции в Российской Федерации, раскрыть содержание и специфику административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства по публично-правовым спорам.
Введение
1. Понятие, история развития, сущность административной юстиции
1.1 К истории развития административной юстиции
1.2 Понятие "административной юстиции"
1.3 Признаки "административной юстиции"
2. Современное состояние административной юстиции
2.1 Рассмотрение административных споров в судах общей юрисдикции
2.2 Рассмотрение административных споров в арбитражных судах
3. Перспективы развития административной юстиции
3.1 Предпосылки и причины формирования в России административного судопроизводства
3.2 Подходы к формированию административной юстиции
Заключение
Список использованной литературы
Оценивая историю развития судебного контроля за законностью в сфере государственного управления в нашей стране, можно сделать вывод: теория и практика судебного контроля пошли по пути постепенного, эволюционного расширения компетенции общих судов по разрешению индивидуальных гражданских жалоб. Отнесение к подведомственности общегражданских судов отдельных категорий дел производилось законодателем постепенно. В 1976 г. Д.М. Чечот писал, характеризуя состояние развития административной юстиции: "По какому пути пойдет этот процесс, по пути создания "особых юрисдикций", административных судов или по пути расширения контроля общих судов, а возможно, по какому-то новому, пока неизвестному пути, покажет будущее". С момента издания монографии Чечота не произошло сколько-нибудь существенных изменении в области административной юстиции: не были учреждены ни особые юрисдикции, на административные суды. С другой стороны, расширение судебного контроля за законностью превысило все ожидания. Закон 1987 г. практически не ставил препятствий для судебного обжалования, поскольку не предусматривал обязательного предварительного административного обжалования (правило об административной преюдиции). Правда, Закон 1989 г. сузил границы судебного контроля правилом об административной преюдиции, но его содержание явилось прямым опровержением классического тезиса советского гражданского процесса: суд лишь применяет правовые акты, но не контролирует их законности. Принятие упомянутых законов выдвигает функцию суда как органа обеспечения законности в сфере правления на передний план, позволяет говорить в определенной степени о "тотальном" и "всеобщем" контроле суда за осуществлением административными органами властных полномочий в целях защиты гражданских прав.
1.2 Понятие "административной юстиции"
Феномен "административная юстиция" не имеет однозначного обозначения как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, данный термин многовариантен, в связи с чем в различных государствах существуют его разные модификации, ориентированные на конкретную национальную правовую систему. Но в то же время существующие в мире виды административной юстиции объединяет то, что это форма контроля за соблюдением законности в сфере государственного управления.
Словосочетание "административная юстиция" объединяет в себе несколько понятий: "администрация", "административный" и "юстиция". Термин "администрация" (от латинского "administratio") означает "управление", "заведование", "административный" (от латинского "administrativus") - "исполнительный", "относящийся к исполнению". Латинское понятие "justitia" соответствует русскому "правосудие", "справедливость".
Таким образом, буквальный перевод с латинского понятия "административная юстиция" может звучать как "правосудие, относящееся к управлению".
Раскрыть содержание этого
института вряд ли удастся, опираясь
на то множество определений
В большинстве случаев
такие определения
Учитывая вышесказанное, Чечот сформулировал следующее определение понятия "административная юстиция" - это порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления между гражданами, с одной стороны, и административными органами - с другой, осуществляемый юрисдикционными органами, специально созданными для разрешения правовых споров.
Заслуживает внимания позиция Бахраха, который предлагает различать административную юстицию в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой правосудие, осуществляемое на основе обращений граждан по поводу законности действий органов управления и должностных лиц (сюда включаются также и гражданские дела по искам граждан к исполнительной власти о восстановлении на работу, взыскании ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, о незаконной выдаче ордера на жилую площадь и пр.). В узком смысле под административной юстицией понимается рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц (служащих) и органов управления. Автор особо отмечает, что административной юстицией в России считается правосудие по административным делам, осуществляемое по нормам гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.
1.3 Признаки административной юстиции
1. Наличие правового спора
(административно-правового,
Административно-правовой спор имеет публично-правовую природу; он является одним из видов юридического конфликта. В административно-правовой литературе данная проблема привлекла внимание ученых лишь в течение последнего десятилетия. Так как административное судопроизводство понимается до настоящего времени в двух формах -- рассмотрение дел об административных правонарушениях и рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и правовые акты управления государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (административная юстиция) - то и его предметами являются, с одной стороны, административное правонарушение, а, с другой -- административный спор (спор о праве административном). Поэтому для обозначения предмета административного судопроизводства предлагается использовать более общую категорию - "административно-правовой конфликт".
Административно-правовой спор
(в смысле административной юстиции)
представляет собой юридический
конфликт или юридическую коллизию,
возникшие между
Административная юстиция в том виде, в каком она сложилась к настоящему времени в России, являет собой определенный механизм разрешения административных споров посредством общих и арбитражных судов, а также коллегиальных квазисудебных органов. Под квазисудебными органами в административном праве принято понимать юрисдикционные учреждения, которые действуют в рамках исполнительной власти и разрешают административные споры в как бы судебном порядке. Они не могут называться судом, поскольку являются неотъемлемой частью исполнительной власти и лишь в силу закона или иного нормативно-правового акта наделены правом осуществлять административную юрисдикцию. Юрисдикционные полномочия этих органов не относятся к судебной власти и называются как бы судебными, квазисудебными. Решения квазисудебных органов имеют некоторые признаки судебных решений, но не все. Разрешая административные споры, они не осуществляют правосудия, поскольку правосудие - это функция суда. Юрисдикция квазисудебных коллегиальных органов ограничена разрешением административных споров определенного вида.
В России к такого рода органам относятся: Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из РФ; Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам; Комиссия для разрешения разногласий Федеральной энергетической комиссии; Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства по антимонопольной политике; Городская жилищно-конфликтная комиссия при Правительстве Москвы и т.д.
2. Современное состояние административной юстиции
2.1 Рассмотрение административных
споров в судах общей
В настоящий момент нормы,
регулирующие производство в судах
общей юрисдикции по делам, возникающим
из административно-правовых отношений,
содержатся в следующих нормативно-
В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 основных категории административных споров: 1) споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями государственной администрации. В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. возможно обжалование любых актов (действий и решений) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, кроме: действий (решений), проверка которых отнесена законом к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; действий (решений), в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. 2) споры по поводу правомерности (законности) наложения административных наказаний. Порядок рассмотрения судом этих дел регулируется гл. 24 ГПК (ст. ст. 236-239). В ст. 236 ГПК устанавливается, что данные жалобы рассматриваются судом только в случаях, предусмотренных законом, т.е. в том числе и в случаях, предусмотренных ст. 30.1 КоАП РФ.