Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 01:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать теоретическую концепцию административной юстиции в Российской Федерации, раскрыть содержание и специфику административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства по публично-правовым спорам.
Введение
1. Понятие, история развития, сущность административной юстиции
1.1 К истории развития административной юстиции
1.2 Понятие "административной юстиции"
1.3 Признаки "административной юстиции"
2. Современное состояние административной юстиции
2.1 Рассмотрение административных споров в судах общей юрисдикции
2.2 Рассмотрение административных споров в арбитражных судах
3. Перспективы развития административной юстиции
3.1 Предпосылки и причины формирования в России административного судопроизводства
3.2 Подходы к формированию административной юстиции
Заключение
Список использованной литературы
КоАП предполагает альтернативную
подведомственность этих дел в случае
вынесения постановления
В число заявителей по избирательным спорам включаются: избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели.
Все эти субъекты вправе обратиться в суд, полагая, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права и право на участие в референдуме. 4) споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти. В качестве объекта оспаривания в этих делах выступают нормативные акты, проверка которых на соответствие Конституции РФ и закону не отнесена к ведению Конституционного Суда РФ и Арбитражного Суда. Конституционный Суд проверяет отнесенные в ст. 125 Конституции РФ к его компетенции акты исключительно на предмет их соответствия Конституции РФ, а не всем иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Компетенция общих и арбитражных
судов в связи со спорами о
законности нормативных актов
Подсудность споров о недействительности
(незаконности) нормативных актов
разграничивается между всеми звеньями
судебной системы: районными судами,
судами субъектов федерации и
Верховным Судом РФ. В Верховном
суде согласно ст. 116 ГПК оспариваются
ненормативные акты Президента РФ,
Федерального Собрания РФ, Правительства
РФ и нормативные акты федеральных
министерств и ведомств, касающиеся
прав и свобод граждан. Вместе с тем
ряд законов - в частности, ФКЗ "О
Правительстве РФ" от 17 декабря 1997
г. (ст. 23), ФКЗ "О военных судах
РФ" от 9 июня 1999 г. (ст. 9) - допускает
возможность оспаривания
Основаниями для оспаривания нормативного акта в суд являются: несоответствие закону; нарушение этим актом прав и законных интересов граждан; принятие акта с нарушением компетенции и установленного порядка; несоответствие акта закону по существу.
Суду нет необходимости
обязывать орган или
2.2 Рассмотрение административных споров в арбитражных судах
Арбитражные суды являются
специализированными
Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК) РФ 1995г. относит к подведомственности арбитражных судов следующие виды административно-экономических споров или (по терминологии, принятой данным кодексом) экономических споров, вытекающих из административно-правовых отношений: о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
Параметры административной
юрисдикции арбитражного суда определяются
не только подведомственностью
Таким образом, специфика административной юстиции в современной России заключается в том, что разрешение административных споров осуществляется в порядке административного судопроизводства общими и арбитражными судами, а также определенными квазисудебными органами административной юрисдикции. С образованием административных судов и принятием законодательства об административном судопроизводстве произойдет выделение административной юстиции в подотрасль административного права, с выделением в ее рамках судебного административного права и судебного административного процесса.
3. Перспективы развития административной юстиции
3.1 Предпосылки и причины
формирования в России
Необходимость формирования
в России административной юстиции
практически единогласно
Сегодня в России отсутствует
лишь политическая воля к выделению
в судебной системе специализированных
административных судов, осуществляющих
административное судопроизводство. Дискуссия
по этому вопросу с разной степенью
интенсивности продолжается последние
тридцать лет, однако ее корни уходят
в начало нынешнего столетия, когда
ученые в ряду способов защиты прав
граждан от произвола администрации
и органов управления выделяли и
административную юстицию. Правовая основа
судебной защиты прав и свобод граждан,
содержащаяся в современном российском
законодательстве, характеризуется
излишней усложненностью, противоречивостью
и нестабильностью. Несогласованность
и непоследовательность в вопросе
установления административной юстиции
подтверждается тем, что по сей день
в России не существует единой правовой
отрасли, которая всесторонне
1. Институт административной
юстиции является, на наш взгляд
важнейшим признаком
Правовой институт административной
юстиции характеризуется
Административная юстиция (если речь идет об опыте стран с развитом правовой системой, например, ФРГ, Франции, Великобритании) представляет собой систему судебных или иных государственных органов, рассматривающих административные дела, возбуждаемые судом (а также другими органами), по искам граждан. Если гражданин считает, что действия и решения (административные акты) органов управления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих нарушает его права и свободы, он должен иметь возможность доказать это. В данной системе правоотношений не исключается и активная исследовательская, поисковая работа самого административного суда (или иного органа).
2. Конституция Российской
Федерации устанавливает
В настоящее время суды общей юрисдикции, руководствуясь ст. 15,120 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", все активнее заявляют о том, что они вправе непосредственно решать вопросы о конституционности закона или иного нормативного акта; в случае же их несоответствия Конституции РФ они могут разрешить спор в соответствии с ее положениями и требованиями. Более того, согласно действующему законодательству суды общей юрисдикции рассматривают дела о признании недействительными нормативных актов, включая законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации. Таким образом, большинство дел, в зависимости от специфики субъектов, их желания, волеизъявления и постановки спорного вопроса, могут рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и конституционными (уставными) судами.