Лекции по "Деловой коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, курс лекций

Краткое описание

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Оглавление

Тема 1. Деловые коммуникации: что это такое
Тема 2. Эффективность коммуникации
Тема 3. Проведение переговоров с партнерами
Тема 4. Выступление перед аудиторией
Тема 5. Подготовка к выступлению
Тема 6. Подготовка и проведение презентации
Тема 7. Общение со СМИ
Тема 8. Интернет как средство коммуникации
Тема 9. Деловая переписка
Тема 10. Дебаты с оппонентами

Файлы: 1 файл

лекции деловая коммуникация.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Организационная речь используется, когда надо организовать деятельность: выступление на совещании, собрании, инструктаж. В такой речи планируется структура мероприятия, распределяются поручения, назначаются ответственные или сроки, даются рекомендации по способам действий.

Воодушевляющая речь воздействует на чувства: речь на торжественном собрании, открытии памятника, праздничном мероприятии.

Агитационная речь побуждает к началу, продолжению, приостановке или прекращению действия: речь в поддержку кандидата, рекламная речь.

 

«Строим» речь!

Общение – это процесс, поэтому оно разворачивается  во времени. Оно начинается с того момента, когда вы выходите к слушающим, и заканчивается тогда, когда покидаете трибуну, а слушатели получают возможность самостоятельно размышлять о сказанном. Следовательно, важно структурировать процесс выступления, разбить его по времени и определить задачи каждого этапа коммуникации.

 

 

 

 

Этапы коммуникации и их задачи

 

Вступление  в контакт

  • установить контакт со слушателями;
  • привлечь внимание к теме;
  • заинтересовать аудиторию;
  • сформулировать тему речи, её основной тезис;
  • обозначить при необходимости краткий план речи.


 

 

Основная  часть 

  • раскрыть основные положения темы;
  • доказать основной тезис речи и основные тезисы каждого раздела;
  • подобрать примеры, факты, цифры;
  • продумать переходы от одной части к другой.


 

 

Завершение  контакта

  • напомнить слушателям основные положения выступления;
  • «закруглить» речь;
  • активизировать аудиторию.

 

 

 

Задачи каждого этапа  коммуникации в конкретном случае определяется особенностями ситуации. Например, если оратор и слушатели не знакомы, выступающему следует представиться: назвать себя, свой статус. На конференции принято начинать речь с объявления темы и обоснования её актуальности.

 

С чего начать и чем закончить?

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. «Доброе начало – половина дела», – гласит пословица. Вступление должно психологически подготовить слушателей к содержанию выступления, заставить их ждать продолжения. Это может быть цитата, вопрос, парадоксальный пример, противоречащий логике, юмористическое замечание, актуальная проблема современности, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты, обязательно связанные с темой выступления. Нудное, безликое начало притупляет внимание и убивает интерес к выступлению. Но и слишком эмоциональное вступление тоже нежелательно: трудно удержать высокий стиль и пафос до конца выступления. И если говорящий зажёг первой же фразой зал, а потом затух, то говорят: «Начал за здравие, кончил за упокой». Лучше и безопаснее наращивать пафос к концу выступления.

Заключительная часть  публичного выступления предусматривает подведение итогов. Конец речи должен быть логически связан с ее началом, «закруглять» речь. Напомните ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторите все основные идеи. Поинтересуйтесь, есть ли у слушателей вопросы. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев. Не забудьте сделать комплимент слушателям! Потратьте усилия на то, чтобы продумать финальный аккорд – самое последнее предложение вашей речи. Он должен заставить слушателей и дальше думать о том, что вы им сообщили. Объём вступления и заключения по отношению к основной части должен составлять 1/8 часть.

 

Закон края

Психологи утверждают, что  лучше всего запоминается то, что было в начале или в конце выступления. В публичной речи действует закон края: самое важное следует располагать в начале или в конце речи, поэтому во вступлении следует изложить план и, возможно, основную мысль речи, а в заключение обобщить те мысли, которые высказывались в основной части выступления, повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Закон края действует и при построении системы аргументов: самый сильный довод нельзя «прятать» в середину: его «скроют» другие. Ставьте его первым или последним – и слушатели запомнят именно ударный момент доказательства.

 

Ошибки в  построении речи

Ошибки говорящего могут заключаться в следующем:

    1. Выступление лишено вступительной части: оратор сразу начал излагать тему «с места в карьер».
    2. Излагая основное содержание речи, оратор вышел за рамки темы.
    3. Основная часть выступления не структурирована, оратор «прыгает с пятого на десятое».
    4. Оратор не завершил контакт, а оборвал выступление.
    5. Нарушено гармоничное сочетание частей выступления, например объём вступления завышен.
    6. Отсутствуют переходы от одной части выступления к другой.

 

 

 

Модель текста выступления

Текст выступления, которое  вам следует написать во время  подготовки, тоже должен состоять из трёх частей.

 


 

Форматы выступлений в общественно-политической сфере

Социально-политическое красноречие может развиваться  только в обществе с демократическими устоями и свободой слова. В таком обществе всегда есть борьба идеологий, а значит, борьба за власть. Политические лидеры и представители движений и партий излагают в политических речах основы собственных платформ, влияя тем самым на сознание других людей, побуждая их к определённым действиям (подержать …, голосовать за … и т.д.). Речи в политической сфере в зависимости от статуса говорящего разделяются на типы.

 

 

 

 

 

Речи в политической сфере 


 

Государственные

Гражданские

Речь людей, занимающих посты в органах государственной  власти:

  • президентская
  • парламентская
  • правительственная
  • губернаторская

Политические речи людей, не занимающих посты в органах государственной власти


 

Характерные особенности  политических речей

    1. Политические речи всегда отражают борьбу за власть, их цель – либо захват власти, либо удержание власти.
    2. Политическая речь связана с важными событиями общественно-политической жизни (например, выборы в органы государственной власти).
    3. Политическая речь всегда влияет на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы адресата.
    4. В политических речах часто цитируются программные документы (программу партии или манифест движения) и другие прецедентные тексты (речи политических деятелей).
    5. Речи в политической сфере всегда опираются на определённую систему ценностей (демократия, свобода, благосостояние, конституционализм, законность, справедливость и др.).
    6. В политических речах часто даются оценки, комментарии, разъяснения, причем говорящий выражает их с позиции идеологии партии, которую он представляет.

Успех оратора в политической сфере во многом обусловлен тем, насколько умело он аргументирует собственную позицию, учитывает особенности различных социальных групп, к которым он обращается. Его главная задача – быть понятым. Немаловажно и заразить слушателей своей уверенностью в правоте позиции, вызвать у них определённый эмоциональный настрой.

Каждый жанр публичного выступления отличается от прочих по продолжительности, структуре, содержанию, образу говорящего и образу адресата. Рассмотрим, например, одно отличие – образ говорящего. Если взять выступающего на митинге, то нам представляется пламенный борец, говорящий с пафосом, прекрасно использующий возможности своего голоса. Выступающий с академической лекцией – это, скорее, вдумчивый и неторопливый исследователь, умело ведущий слушателей по лабиринту своих мыслей. Ведущий совещание же – это опытный организатор, умеющий без лишних эмоций дать аналитические выкладки, тактично указать на недостатки в работе, включить других в диалог. Даже беглое осмысление отличие жанров публичного выступления помогает понять, насколько важно иметь представление об их специфике для того, чтобы выступать успешно. Рассмотрим отличительные черты наиболее значимых для лидера молодёжной организации жанры.

 

Выступление на деловом совещании

Совещание – это форма организации делового общения коллектива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным проблемам. Успех совещания во многом зависит от подготовки и организаторских способностей руководителя. Именно руководителем принимается решение о проведении совещания, составляется повестка дня, прорабатываются вынесенные на нее вопросы, составляется список участников, заготавливается проект решения. Хорошо подготовленное и организованное совещание не должно превышать 30-45 минут. Совещания, длящиеся 1,5-2 часа и дольше, малопродуктивны. Причины низкой эффективности проведения совещаний:

    • недостаточная их подготовленность;
    • невыполнение регламента: отступление от темы (разговоры ни о чем, демагогические выступления), неумение уложиться во временные рамки.
    • нежелание вести дискуссию, находить общий интерес, решать общие задачи.

 

Структура совещания

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Выступления по повестке дня.
  3. Обсуждение вопросов.
  4. Принятие решения.
  5. Заключительное слово ведущего.

 

Во вступительном слове характеризуется  сама проблема, вынесенная на обсуждение, обозначаются пути ее решения, дается анализ существующего положения дел и пути его изменения, зачитывается повестка дня, устанавливается регламент и правила работы.

 

Вы руководите совещанием

Если вы руководите деловым  совещанием, то вы обязаны:

    1. Начать его вовремя и завершить точно в назначенное время;
    2. Согласовать правила работы, уточнить повестку дня;
    3. Сообщить о регламенте;
    4. Назначить ответственного за регламент и протокол;
    5. Позаботиться о том, чтобы протокол (на бумажном или электронном носителе, по электронной почте) или выписки из него получили все участники совещания.

Именно от вас в большей мере зависит создание атмосферы сотрудничества и конструктивное решение всех производственных вопросов. Поэтому жестко ведите совещание по пути к намеченным целям, предупреждайте о «снятии» выступлений не по существу вопроса, требуйте конструктивности критики. Ваша функция – следить за регламентом и не допускать затягивания выступлений. Напротив, поощряйте тех, кто проводит содержательный анализ и вносит реальные предложения. Регулируйте ход обсуждения с помощью вопросов:

    • У вас все по этому вопросу?
    • Вы еще что-то хотите добавить?
    • Сколько минут вам потребуется для того, чтобы завершить свою мысль?
    • Кто еще хочет высказаться по данному вопросу?

Активизируйте внимание участников совещания, а подводя  итоги совещания, обобщите все сказанное, сформулируйте выводы, определите задачи на будущее.

 

Выступление участников совещания

Выступления участников, как и выступление ведущего, как правило, состоят из двух частей: в первой дается констатирующая информация (это могут быть итоги проделанной работы, результаты процессов, оценка сложившейся ситуации и т.д.), во второй рисуется перспектива деятельности (планы на будущее, аспекты конкретных действий, призывы и т.д.). Общими требованиями к речи выступающих являются требования точности, убедительности, краткости, ясности и доступности.

Важно, чтобы в ходе совещания  по обсуждаемому вопросу высказалось как можно больше участников, т.к. именно наиболее молчаливый и скромный человек, возможно, предложит оптимальное решение проблемы. Поэтому руководитель стимулирует активность сотрудников.

 

Участник совещания должен уметь:

Информация о работе Лекции по "Деловой коммуникации"