Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………
Дополнить актуальность выбранной темы.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе
1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3 Определение и типы конфликта
1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)

Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения


Введение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица №3 показывает, что  в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 5 человек из 16. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.

 

Интерпретация результатов по двум методикам

Табл. №  4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девочек.

Ф.И.

Соп-во

Сотр-во

Ком-сс

Изб-е

Прис-ние

СТ

ЛТ

1

Карина А.

5

6

11

5

3

40

42

2

Полина А.

1

5

7

6

11

33

41

3

Алина Б.

-

7

8

5

10

32

44

4

Софья К.

5

3

11

7

4

44

43

5

Катя Т.

4

8

10

6

2

37

44

6

Диана Ц.

4

3

6

8

9

43

46

7

Лиза Щ.

4

5

11

6

4

41

39


 

Из Таблицы №4 мы видим, что у девочек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.

 

Соотнесем также результаты исследования мальчиков и занесем в таблицу №5.

Ф.И.

Соп-во

Сотр-во

Ком-сс

Изб-е

Прис-ние

СТ

ЛТ

1

Коля И.

6

6

7

6

5

41

48

2

Леша К.

11

7

4

7

1

39

48

3

Леша Л.

3

7

5

5

10

34

44

4

Стас М.

4

3

11

7

5

32

40

5

Миша М.

3

5

5

8

9

37

44

6

Андрей П.

8

6

5

5

6

40

47

7

Максим С.

5

7

10

5

3

32

39

8

Женя Ф.

6

6

7

5

6

36

43

9

Дима Ш.

6

6

7

6

5

44

49


 

Таблица №5 показывает, что  мальчики с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.

Вывод.

В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у иладших школьников.

Анализ результатов  исследования позволил сделать следующие  выводы:

1. Уровень личностной тревожности у девочек и мальчиков превышает уровень ситуативной тревожности.

2. Мальчики и девочки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким - сотрудничество и компромисс.

 

 

Заключение

В  работе проблема тревожности рассматривается в  самых различных аспектах. Ее решение  относится к числу острых и актуальных задач психологии.

Изучение, а  также своевременная диагностика  и коррекция уровня тревожности  поможет избежать ряда трудностей связанных  с общением и становлением личности младших школьников. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь  тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников.

Поставленная  цель в ходе исследования была достигнута.

Проведя исследование, можно отметить, что уровень тревожности  влияет на поведение детей в конфликтных  ситуациях. Ребята с высоким уровнем  тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а дети с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.

Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в младшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и приводит к возникновению конфликтов.

Изучение взаимосвязи  позволяет проследить причину возникновения  конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога

2. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.

4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.

5. Баярд Р., Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. - М., 1978г.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Издательство, 1995. - 352 с.

7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

8. Дж. Браун Фрейд и постфрейдисты статьи. 1993, с.12

9. Дж.Г.Скотт. Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991

10. Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально - психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. 2001., №  -  С.357-372.

11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., АО Аспект пресс 1994.

13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.  Курс лекций.- Ростов н/Д: Феникс.1998.-480 с.

14. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 том.- М.: Смысл.- 1997.-Т.2 .- С.174-180.

15. Кон И.С. В поисках себя 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.

16. Козер Л.А. Завершение конфликта статьи. 2004

17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.

18. К. Леонгард Акцентурированные личности Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 

19. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги

20. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983

21. П.Холмс Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений М., 1999. 277с

22. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999

23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика, М. 2000

24. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.

25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.

26. П.Симонов  Познание неосознаваемого, статьи, 2002

27. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994г.

28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - С-Пб.., 1997г

29. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. - М., Просвещение, 528 с.

30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. - М., 1990г.

 




Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях