Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………
Дополнить актуальность выбранной темы.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе
1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3 Определение и типы конфликта
1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)

Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения


Введение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Социально – педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

Взаимосвязь тревожности  и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Курсовая работа

по социальной психологии

 

 

 

 

                                                                                Студентка: Рябова Надежда Сергеевна

                                                                                4 курс, социально – педагогический

                                                                                факультет

                                                                                очное отделение

 

                                                                                 Научный руководитель: к.пед.н., доцент 

Ферцер Виктория Юрьевна

       

 

 

 

 

 

Орехово – Зуево

2010 год

Содержание

Введение

 

Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях

1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе

1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами

1.3 Определение и типы конфликта

1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций

1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников

2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)

2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)

 

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………

Дополнить актуальность выбранной  темы.

Проблема изучения тревожности  в отечественной и зарубежной литературе в последнее время  обсуждается очень активно. С  одной стороны, подчеркивается, что  адекватный уровень тревожности  играет важную роль в эмоционально-волевой  регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).

Конфликты бывают среди младших  школьников, подростков, юношей. Б.Т. Лихачeв  в работе о конфликте в детском коллективе, анализирует пpичины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним.

Исследование взаимосвязи  тревожности со стилем поведения  в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит  стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Цель исследования - выявление взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях в младшем школьном возрасте.

Объект  исследования – проявления тревожности и стили поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников.

Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников.

Гипотеза исследования - тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют - сотрудничество и компромисс.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ  литературы по проблеме;

- изучить психологические особенности  протекания и разрешения межличностных  конфликтов среди младших школьников  в ходе учебного взаимодействия;

- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников;

 

Методы исследования:

а) Тест К.Томаса «Определение стиля  своего поведения в предконфликтных  и конфликтных ситуациях».

б) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»

 

 

База исследования:

Курсовая работа состоит  из: ………………………..

 

 

 

Глава 1. Теоретической анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях

1.1 Понятие тревожности в современной научной литературе

Принято считать, что  проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.

З.Фрейд признавал  необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность – реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности – чувства неопределенности и беспомощности.

Тревожность характеризуется  тремя основными признаками:

  • специфическим чувством неприятного;
  • соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения);
  • осознанием этого переживания.

Первоначально Фрейд  допускал и существование бессознательной  тревожности, однако затем пришел к  заключению, что это состояние  переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с  опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.

Что касается бессознательной  тревожности, то в дальнейшем она  стала рассматриваться в русле  исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.

Фрейд выделял три  основных вида тревожности:

1) объективную, вызванную  реальной внешней опасностью;           

 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной;

3) моральную, определяемую  им как «тревожность совести».

Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности - боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в  трех основных формах.

  • Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания.
  • Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, - боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п.
  • В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Проблема тревожности  получила дальнейшее развитие в русле  неофрейдизма, в первую очередь в  работах К. Хорни, Э. Фромма и. Г.С. Салливана.

В работах К. Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями. В результате у ребенка развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой используют понятие «базисная тревожность».

Наиболее значимым в  работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности  в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности - прежде всего для детей.

Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное  с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми.

Г.С. Салливан говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.

Тревожность, опасность  и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. Естественный цикл младенца: сон - голод (сокращение мышц желудка) - крик - удовлетворение - сон.

По мнению Р.С. Немова, тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

В состав тревожности  входят понятия: «тревога», «страх», 
«беспокойство». Страх - аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях