Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………
Дополнить актуальность выбранной темы.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе
1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3 Определение и типы конфликта
1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)

Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения


Введение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Признаки конфликта.

Первым признаком конфликта  является наличие, существование противоположных позиций (позиция это то, что заставляет человека действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желание, мотивы, убеждения и т.д.).

У разных членов коллектива разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью совпадать. Это нормально и сам по себе факт наличия в коллективе различных позиций по каким-то вопросам еще не является признаком конфликта. Когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, то дело принимает другой оборот.

Вторым существенным признаком любого конфликта является столкновение противоположных позиций.

Для того чтобы овладеть конфликтом мы совершаем определенные действия. Они могут быть эффективными, а могут быть не эффективными. Действия по овладению конфликтом будут эффективными при одном обязательном условии, а именно, если в результате действий:

а) останавливается или  прекращается столкновение противоположных  позиций;

б) позиции перестают  быть противоположными.

Если мы, в ходе наших  действий, сможем получить этот результат, то это будет означать, что нам удалось остановить неблагоприятное развитие ситуации и что мы овладели конфликтом.

Одинаковых конфликтов не существует, а значит, не существует и универсального способа их разрешения. И только лишь полный анализ конфликта позволит активно воздействовать на ситуацию и изменить ее.

Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, и  межгрупповой.

Внутриличностный  конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы, внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Часто встречаются люди, которые из-за различия в характерах: взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный бездельник, не имеющий или не желающий работать.

Конфликт между  личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои номы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжелы такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководителем и исполнителями, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Все действия участников конфликта, даже на 1-ый взгляд кажутся непонятными, нелогичными или случайными, на самом деле вполне понятны, логичны, и далеко не случайны, если их рассматривать не самих по себе, а в рамках внутренней логики самого конфликта, как конкретные проявления его общего механизма.

С точки зрения анатомии конфликта, столкновение противоположных позиций может иметь 2 формы:

а) скрытое, неявное столкновение; и б) открытое явное столкновение противоположных позиций.

Практически любой конфликт – и внутриличностный, и межличностный и групповой – начинаются со скрытого столкновения противоположных позиций. В том случае, его не удастся погасить, через некоторое время скрытое столкновение переходит, перерастает в столкновение открытое. Каждый этот этап имеет свое название. Первый этап скрытое столкновение называется конфликтной ситуацией, второй этап открытое столкновение называется инцидентом.

В ходе конфликта инцидент не может произойти без предшествующей ему конфликтной ситуации. Причем, инцидент не может начаться, пока конфликтная  ситуация не пройдет все необходимые  стадии своего собственного развития и пока внутри конфликтной ситуации не созреют все необходимые предпосылки для начала инцидента. Конфликт является управляемым только до тех пор пока он находится на этапе конфликтной ситуации. На этапе инцидента конфликт почти совершенно неуправляем.

Чтобы овладеть им, нужно научится обнаруживать конфликтную ситуацию до того, пока конфликт не перешел на уровень инцидента.

Таким образом, определений  конфликта много: Конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное  с острыми эмоциональными переживаниями. Многие авторы дают такое определение конфликту: «Конфликт - способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». Конфликт рассматривается как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому  определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт может протекать между группами, внутри самой личности, между отдельными личностями, между личностью и группой. По видам протекания конфликта и определяют его типы.

1.4 Причины конфликтов  и стили разрешения конфликтных ситуаций

Причиной конфликта  могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают  интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических  позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы.

Интересы весьма разнообразны, однако их можно представить в  виде 4 типов.

Производственные интересы (связаны с конкретной деятельностью  человека);

Социальные интересы (связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней определенную неформальную позиции);

Личностные интересы (связаны с представлением людей  о жизни, о добре, зле, жизненных  ценностях);

Финансовые интересы (связаны с возможностью материального обеспечения).

Причиной конфликта  становятся действия или обстоятельства, которые привели к изменению  интересов.

Одной из причин конфликта  является взаимозависимость задач, т.к. возможность конфликтов существует везде, где один человек зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и представлениях.

Конфликты часто связаны  с неудовлетворительными коммуникациями (плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом).

И еще одна важная причина  конфликтов различия в психологических  особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.).

Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий  поведения в конфликтной ситуации.

Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большей ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисе: «Давайте жить дружно». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая к солидарности. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема накопившиеся эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.

Принуждение. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрушить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, т.к. осталась нерешенной породившая его проблема.

Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Так, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

Конфликты порождаются  определенным типом отношений между  людьми, они являются вариантом развития этих отношений в определенных условиях. Зная законы этих отношений, мы без  особого труда сможем обнаружить:

а) подлинные причины  конфликта в отличие от мнимых, лежащих на поверхности;

б) предсказать поведение  старшеклассников в ходе конфликта, вне зависимости от того что сами они об этом думают и как объясняют  свои действия;

в) предсказать последствия конфликта, как для его участников, так и для себя лично.

Причин конфликта может  быть много и они разнообразны. Человек не может удержаться или  уклонится от конфликта, если затрагиваются  его личностные качества, различные  интересы, в том числе и денежные, все что связано с деятельностью человека. Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и представлениях. Но существуют стили разрешения этих конфликтных ситуаций и чтобы избежать конфликта, надо научиться им управлять.

1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях

Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция. Стиль поведения любого человека в конфликте определяется:

 1) мерой удовлетворения собственных интересов;

 2) активностью или пассивностью действий;

 3) мерой удовлетворения интересов другой стороны;

 4) индивидуальными или совместными действиями.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

 

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы.

Такой стиль требует  умения объяснять свои желания и  выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта  этот стиль можно использовать в  следующих ситуациях: необходимо найти  общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает  компромиссных решений.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Стиль избегания рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него. 
Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стиля поведения младших школьников в конфликтных ситуациях