Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Y = T *25/N пр

где Т время выполнения задания.

N np, количество правильно  прослеженных линий. 

Полученные показатели  интерпретируют, исходя из того, что  ошибки в прослеживании линий  и медленный темп работы (большое  время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические  выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более - отлично; 

10 – 18 - хорошо;

4 - 9 - удовлетворительно;

3 и менее - неудовлетворительно.

 

Бланк методики «Перепутанные  линии»

Ф.И.О.______________ Дата________

 

 

 

 

ключ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Методика «КРЕСТИКИ»

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время,

всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики.

Они будут предъявляться  дважды. После предъявления изображения  вы

должны в течение  определенного времени нанести в свой бланк крестики в

соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение  первых

четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 –

7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».

Фигуры предъявляются  по одной, с постепенным усложнением заданий.

1

Х

     
       
     

Х

       



3

Х

     
   

Х

 

Х

Х

   
       



2

       

Х

     
   

Х

 
 

Х

   



 

 

   

 

 

 

 

4

 

Х

   

Х

 

Х

 
   

Х

 
 

Х

   



5

   

Х

 

Х

   

Х

   

Х

Х

 

Х

   



6

 

Х

 

Х

   

Х

 
 

Х

Х

Х

Х

     



 

 

 

 

 

 

7

 

Х

 

Х

 

Х

Х

 

Х

 

Х

 
 

Х

 

Х




8

   

Х

 

Х

 

Х

Х

 

Х

   

Х

Х

Х

 



 

 

 

 

 

 

Подсчитайте количество правильных ответов и оцените  по таблице 

сколько баллов вы получили.

 

 

Оценка в    баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

16

15

14-13

12-11

10

9

8-6

5-4

3-0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Назначение теста 

Методика изучения уровня внимания (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая)

Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

 Инструкция к тесту 

 «Прочитай этот  текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

 Исследователь фиксирует  время работы с текстом, особенности  поведения ребенка (уверенно ли  работает, сколько раз проверяет  текст, читает про себя или  вслух и прочее).

 Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Тестовый материал:

Стары лебеди склонили перед  ним гордые шеи. Взрослые и дти  толпились на берегу. Внизу над  ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 Обработка результатов  теста 

 Подсчитывается количество  пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень  внимания,

3-4 – средний уровень  внимания,

 более 5 – низкий уровень внимания.

 Исследователь должен  обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.

 

 

Приложение 7.

Игра «Солнце, воздух и вода».

Методика направлена на коррекцию произвольного внимания, а также внимательности и переключаемости.

Методика представляет собой подвижную игру.

Ведущий-психолог задает команды:

«Солнце» – участники  поднимают руки вверх,

«Воздух» – руки в  стороны,

«Вода» – приседание, руки вниз.

Упражнение сначала  начинается в спокойном темпе, затем  постепенно происходит ускорение. Дети должны слышать команду и в заданном темпе выполнять команду.

Суть состоит в том, чтобы ученики выполняли команду, данную трениром-ведущим.

Упражнение. «Муха»

Игра на развитие наблюдательности, концентрации внимания и ориентации в пространстве.

Ход игры: ведущий чертит на доске сетку, состоящую из 9 клеток.

В центре сетке сидит  воображаемая «Муха».

Задача ведущего: задавать команды такие, как «на одну клетку вверх», «вниз», «вправо», «влево» и  так далее. Но при этом необходимо загадать ту клетку, в которой остановится выдуманная муха.

Задача участников внимательно  глазами следить за воображаемой «мухой».

При команде ведущего «стоп», участники должны отгадать, где остановилась «муха».

Игра: «Море волнуется».

Данная игра состоит  в том, чтобы участники по команде ведущего «…море волнуется три, морская фигура замри» – все участники должны застыть на месте с заданной ими фигурами.

Эти игры позволяют развить  у детей умение слышать и выполнять  команду взрослого.

Игра-соревнование.

Особенности сосредоточения внимания устанавливают в опытах-играх.

Перед участниками ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут  показывают несколько из них (например, карандаши, камешки, бусинки, ручки  и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.

Игра: «Удержи шарик  на доске».

Цель: развитие концентрации внимания, координации движения, а  также ловкости.

Ход игры: группа детей  делится на две команды. Дается дощечка  и шарик.

Суть игры: удержать шарик  на поверхности доски на ходу так, чтобы он не упал. А так же как  можно быстрее дойти до финиша.

Методика Мюстерьерга

Дается несколько буквосочетаний, в этой совокупности букв зашифрованы  слова.

В этой таблице спрятано 10 названий животных.

К Ш Л И С А  В Ч О Р В А Р Я С

 

О Н Б У Ь К  П К А Н У Ж З В Ю

 

П Д Г Ё Г Р X Н  О Ч Ы Б Р У Ф

 

Т О Л Е В К  Ф Ь И К Р С Л О Н

 

Ш З Ю К Щ Ъ  Н Г Р У С Ц А Д К

 

Ж М У П Б А  Р С У К З В Р Е Д

 

Н С Ь Ж Т К  А Р Ю Б Т Ф М Т В

 

Ф Ж О В А П  Ь Б У З Т М Ы Ш Ь

 

Н Б Ы К С Д  К Т Ю Р М А У Д Ы

 

X Ч О Н Т К И  Т З А Н П Р У С

 

Щ Ы Л К Ф Ю  Я Ъ М В Р У О З К

 

Ф У Т К А Р  П О С Т И Г Р Н Я 

 

Упражнение «Устный  счет».

Цель: формирование распределения  и переключаемости внимания.

Задача участников: писать цифры на доске в порядке убывания и одновременно в слух перечислять буквы алфавита от А до Я по порядку.

Методика. Распределение  цифр в определенном порядке.

Описание методики.

В левой таблице расположено 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно  переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.         

12 4 34 11 20         

7 31 21 37 2 

28 1 16 25 33 

40 19 20 39 9 

13 35 6 17 24 

 

Упражнение «Алфавит».

Упражнение на развитие внимательности и скорости реакции.

Ход игры: Каждому участнику  раздаются листочки, на ней указанны определенные буквы.

Ведущий-психолог задает сначала слово.

Задача участников: в  определенном темпе по очереди вставать и хлопать в ладоши, по указанной  букве слова.

Затем, ведущий усложняет задачу – задает предложение; текст пословицы или крылатого выражения.

Методика «Найди ошибку в тексте» (разработана П.Я. Гальпериным  и Н.В. Ярославской.)

Цель: формирование концентрации, распределения и объема внимания.

Ход проведения: детям  раздается бланк с каким-либо текстом. В нем обязательно должны быть какие-либо ошибки.

Текст необходимо подобрать  под возраст участников (из детских  книг с рассказами или сказками, отрывки).

Задача учеников: найти  ошибки за короткое время, как можно  быстрее.

В конце выявляется победитель.

Игра в рыбака и  рыбку.

Цель игры: развитие концентрации внимания, скорость реагирования.

Инвентарь: скакалка.

Правила игры: участники  встают в круг.

Ведущий-психолог, держа  за один конец скакалки, водит по полу по кругу.

Задача игроков: перепрыгивать через эту скакалку.

Упражнение «Точки».

Направлено на коррекцию  и развитие концентрации внимания.

Необходимо по образцу  срисовать точки, в том же порядке, в котором они расставлены.

Игра «Расшифруй поговорку».

Необходимо расставит  символы так, чтобы получились слова, а затем, сложить поговорку. Высказать смысл расшифрованной поговорки.

Упражнение «Найди букву».

Игра в виде корректурной пробы.

Дается какой-либо текст. Необходимо находить и зачеркивать  определенную заданную букву.

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет