Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

 

          2.3.Выводы по результатам экспериментального  исследования

Анализ данных констатирующего  эксперимента свидетельствует о  том, что основные изучаемые характеристики внимания среди учащихся второго класса, такие как устойчивость и концентрация внимания находится на среднем уровне.

19 % имеют выше среднего  устойчивость внимания;

66,7 %  имеют среднюю  устойчивость внимания;

14,3 %  имеют ниже среднего устойчивость внимания

19 %  имеют отличную  концентрацию внимания;

57,2 %  имеют хорошую  концентрацию внимания;

23,8 % имеют удовлетворительную концентрацию внимания;

При этом следует отметить, что данный показатель выявлен не у всех исследуемых детей, т.к. имеется группа детей с удовлетворительной концентрацией внимания и учащиеся, у которых ниже среднего устойчивость внимания. Для повышения уровня развития произвольного внимания младших школьников необходимо проводить систематическую коррекционную работу по активизации их индивидуальных возможностей.

Гипотеза курсовой работы подтвердилась, произвольное внимание у младших школьников будет более успешно при проведении дополнительных коррекционно -  развивающих упражнений.

 

2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и  родителей

На основе результатов  исследования были разработаны рекомендации для педагогов  и родителей по развитию внимания у младших школьников:

Педагогам коррекционно-развивающие занятия с детьми мы предлагаем начинать с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Для развития внимания учащихся были специально подобраны упражнения, направленные на увеличение объема внимания, уровня распределения, концентрацию, устойчивость. Данные содержатся  в Прил. 7.

Родителям о внимании и внимательности.

Помните, что внимание — один из самых важных психических  процессов. Внимание является важной составной  частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

В основе внимания лежит  интерес. Чем интереснее и разнообразнее  будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте  его внимание к другим процессам  и явлениям, связанным с его  увлечениями.

Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его  неудачи. Больше внимание обращайте  на достигнутые им успехи.

Стимулируйте интерес  к развитию внимания собственным  примером и примерами из жизни других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

 

Выводы по II главе

Изучение и диагностика  внимания у детей младшего школьного  возраста исходит от основных закономерностей и формирований новообразований данного возрастного периода. В качестве выбора средств изучения внимания выступают доступные и надежные психодиагностические методики.

Анализ данных констатирующего  эксперимента свидетельствует о том, что основные изучаемые характеристики внимания детей младшего школьного возраста, такие как концентрация и устойчивость внимания находится на среднем уровне. При этом следует отметить, что данный показатель выявлен не у всех исследуемых детей, т.к. имеется группа лиц, которым необходимо провести коррекционную работу по развитию данных качеств.

На основе полученных данных были даны рекомендации педагогам  и родителям по развитию определенных качеств внимания.

Таким образом, основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности, таких как сенсорно-перцептивное, инеллектуально-мыслительное и моторно-двигательное внимание, а также вовлечение ребенка в познавательно-развивающую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым  условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как  отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход  произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.

Проведенная нами исследовательская  работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию  сущности, структуры и экспериментального изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза. Полученные данные доказали, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников находится на среднем уровне. Комплекс же методический упражнений по его развитию может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения; они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для    студентов высших учебных заведений. – Ростов – на - Дону, 2000. – 204 с.
  2. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М. Просвещение; 1996 – 125 с.
  3. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1989 – 450 с.
  4. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы психологии. – 2000 - № 5 – с. 127 – 131.
  5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996. – 376 с.
  6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
  7. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.
  8. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд. Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
  9. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972. – 160 с.
  10. Джемс У. Внимание / Психология внимания.- М.,2001. - с. 235 - 255.
  11. Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2-е, перераб. и исправл.- М.: Тривола, 1999. – 336 с.
  12. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
  13. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.-349с.
  15. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002.  – 32 с.
  16. Клиническая психология: Учебник. 2 - е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб: Питер, 2006. – 96 с.
  17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5-е изд. – М.: изд-во УРАО, 1996. – 176 с.
  18. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М. 1980. – 235 с.
  19. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975. – 234 с.
  20. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с.
  21. Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания// Дефектология. 2000. № 1. с. 61 - 63
  22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов – 6 - е изд., стереотип; - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.
  23. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для Вузов. – М.: Институт практич. психологии, 1998 – 488 с.
  24. Немов Р. С. т. 1. Общая психология. – М.: Владос, 1999. – 460 с.
  25. Немов Р. С. т.3 Возрастная психология. - М.: Владос, 1999. – 463 с.
  26. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
  27. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е. И. Рогов.) – М.: Гуманит. изд. центр Владос. 1998. – 405 с.
  28. Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5 – с. 48-50.
  29. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под редакцией И. В. Дубровской – М.: Изд. центр «Академия», 1998 – с. 53 – 68.
  30. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: 1964 – 154 с.
  31. Психология / под ред. Ковалёва А. Г., Степанова А. А., Шабалина С. Н. – П., М.: 1966 – 445 с.
  32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 – 720 с.
  33. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.
  34. Страхов И. В. Внимание в структуре личности. Учебно-методическое пособие для пед. институтов. – 1969 – 125 с.
  35. Суворов Н. Ф., Топров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Отдел физиологии. – Наука. 1985. – 153 с.
  36. Узнадзе Д. А. Установка у человека// Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976. – 106 с.
  37. Ушинский К.Д. Собрание сочинений т. 6 М., изд-во АПИ, 1949. - 294 с.
  38. Черёмушкина Л. В. Что значит быть внимательным? Ярославль, Академия развития. 1977. – 205 с.
  39. Черёмушкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 224 с.
  40. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: - Вып. 6 – М., 1978. – 174 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1.

Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать устойчивость внимания.

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк  теста "Корректурная проба" и секундомер. На бланке в случайном порядке  напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что  у испытуемого есть желание выполнять  задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

 При обработке полученных  данных психолог сверяет результаты  в корректурных бланках испытуемого  с программой ‑ ключом к тесту.

 Из протокола занятия  в психологический паспорт школьника  вносятся следующие данные: общее  количество просмотренных букв  за 10 мин, количество правильно  вычеркнутых букв за время  работы, количество букв, которые  необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

 Учащийся __________________________________________       Класс ______

 Возраст   ______________   Пол __________       Дата _________________

 
Показатель

 
Результат

 
Количество просмотренных за 10 минут букв

 

 

 
Количество правильно вычеркнутых  букв

 

 

 
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 

 

 
Точность выполнения задания, %

 

 

 
Оценка точности, баллы

 

 

 
Оценка продуктивности, баллы

 

 

 
Оценка устойчивости внимания, баллы

 

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет