Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Необходимо отметить также и особенности произвольного  внимания младших школьников с точки  зрения той задачи, которой оно  подчинено.

Так, на уроке младший школьник бывает внимателен не потому, что он сам  побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться [5].

Концентрированность или  интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии, у младшего школьника может быть достаточно высока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает небольшой, так как устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста еще не велика. Поэтому легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время.

Исследования М.С. Горбач показали, что первоклассники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2-3 объектах. Для того чтобы обратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки. Как правило, они не способны думать более чем об одной вещи сразу.

В I классе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке). Ребенку трудно следить и за тем, что он вы водит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распределять внимание при выполнении этих двух дел.

Эксперименты, проведенные  психологами, в частности Н.Ф. Добрыниным показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в 3 классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы [13].

Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы. При хорошо заполненном трудом уроке ученики І класса могут быть длительное время внимательными, не отвлекаясь от учебных занятий, даже если эти занятия не представляют для них интереса. Сосредоточенность младших школьников становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.

Что касается внешних  проявлений внимания или рассеянности (мимика, пантомимика, поза, движения), то у младшего школьника, благодаря  его непосредственности, они более выразительны и заметны, чем у подростка и юноши.

Также нужно учитывать  и некоторые индивидуальные особенности  внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами: общее умственное развитие, познавательная активность, наличие интересов, навыков и умений в учебной работе, чувство ответственности, самостоятельности, организованность, общая дисциплинированность, достаточное развитие воли и т.д.

Знание причин, обусловливающих  индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода — путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности [25].

 

1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста

Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психологопедагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрация, переключаемость и объем [4].

Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию младших школьников и успешному усвоению ими учебной программы.

Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников и свойства их внимания  предлагается исследовать с помощью методик:

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант) содержится в (Прил. 1.)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Методика "Красно-черная таблица" содержится  в (Прил. 2.)

Методика предназначена  для оценки переключения и распределения внимания.

Методика «Объем внимания» (по Шульте) содержится в ( Прил. 3.)

Данная методика позволяет  определить объем динамического  внимания.

Методика «Перепутанные линии» (Рисс) содержится в (Прил. 4.)

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Методика «Крестики» содержится в (Прил. 5.)

Исследование объема внимания

Назначение теста содержится в (Прил. 6.)

 Изучение уровня  внимания и самоконтроля школьников.

 

1.7. Коррекция  и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста

Один из центральных вопросов умственного  воспитания – вопрос о развитии внимания. Дети, начинающие обучаться  в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать  как основу успешной познавательной деятельности. И, следовательно, необходимо развивать внимание ребенка [2].

Следует отметить, что  любое обучающее занятие способствует развитию целенаправленного внимания, ведь оно всегда содержит задачу и  правила действия, которые требуют  сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Для того чтобы своевременно развивать у младших школьников определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные занятия – такие, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка [8].

Вот некоторые занятия, в каждой из них устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания являются главным условием действий с привлеченными предметами и общения детей друг с другом, которые содержатся в (Прил. 7.)

 

Выводы по I главе

 

Проблема внимания - одна из сложных  проблем в психологии. В истории  изучения этой проблемы были разные периоды: Р. Декарт, А. Бэна, Г. Лотце, Т. Рибо, Н. Ланге  считали, что внимание – результат двигательного приспособления.

По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности.

Ещё одним существенным моментом становления развития внимания, согласно С.Л. Рубинштейна, является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития. Внимание, опирающееся  сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, что приводит к расширению объёма внимания, чьё развитие тесно связано с умственным развитием.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определённом объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не является самостоятельным познавательным процессом, вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

Различают  три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют следующие свойства внимания:  объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание, переключение.

Причинами расстройств  внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам, вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие  моменты окружающей среды. К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость и застреваемость.

Внимание  младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у  младшего школьника преобладает  возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога – прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.

Один из центральных вопросов умственного  воспитания – вопрос о развитии внимания. Дети, начинающие обучаться  в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания, а развивать его можно с помощью коррекционных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ

6 – 11 ЛЕТ

2.1. Программа экспертного исследования

Для изучения внимания детей  младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе средней –общеобразовательной школы № 178 города Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие дети второго класса. Всего участвовало 21 ребенок  из  них 11 мальчиков - 52,4% и 10 девочек - 47,6%  средний возраст детей 8 лет.

Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи:

1. Подобрать методики изучения внимания учащихся;

2. Провести исследование  внимания детей младшего школьного возраста;

3. Проанализировать полученные  результаты и сделать выводы.

В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие  этапы:

1. аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития внимания у младших школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом;

2. диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития произвольного внимания проведение процедуры исследования свойств внимания;

3. анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов;

Свойства внимания второклассников предлагается исследовать с помощью методик: «Корректурная проба», методика на выявление устойчивости внимания, «Перепутанные линии» (Рисс), на определение концентрации внимания. В заключение обследования детей по представленным здесь методикам, можно вывести общую оценку уровня развития внимания младших школьников.

2.2. Анализ результатов  исследования и их обсуждение

2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»

Испытуемым была предложена методика «Корректурная проба», в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены на граф. 1. Количественные же показатели по данной методике представлены в таб. 1. (Прил. 8.)                            

График 1.

Граф. 1. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых

В ходе проведения диагностического исследования изучалось устойчивость внимания детей второго класса. Было выявлено:

4 учащихся – 19% имеют выше среднего устойчивость внимания;

14 учащихся – 66,7%  имеют среднюю устойчивость внимания;

3 учащихся – 14,3% имеют  ниже среднего устойчивость внимания;

Высокую устойчивость внимания учащиеся не показали, в силу возрастных особенностей данной категории детей.                                             

Таким образом, анализ данных на первом этапе исследования показывает, что среди детей преобладает средняя устойчивость внимания (66,7%).

 

2.2.2.Результаты исследования  концентрации внимания  у детей       младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)

Испытуемым была предложена методика «Перепутанные линии», в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены на граф. 2. Количественные же показатели по данной методике представлены в таб.3. (Прил. 9.)

График 2.

Граф. 2. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых

В ходе проведения диагностического исследования  изучалась концентрация внимания второклассников. Было выявлено:

5 учащихся – 19 % имеют отличную концентрацию внимания;

12 учащихся – 57,2 %  имеют хорошую концентрацию внимания;

4 учащихся – 23,8 % имеют удовлетворительную концентрацию внимания;

Таким образом, анализ данных на втором этапе исследования показывает, что у большинства учащихся второго класса хорошая концентрация внимания (57,2 %).

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет