Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Переключение внимания – перестройка внимания, сознательный перенос с одного объекта на другой. Выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит от свойств нервной системы – динамичности и ригидности, и от тренировки действий с соответствующими объектами. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действия. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения волевых усилий [20].

 

         1.4. Расстройства внимания

Внимание – это  способность сосредоточиться на внешнем или внутреннем раздражителе, избирательное отношение к объектам психической деятельности. Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга при значительном торможении в остальных отделах коры. Процесс этот совершается по закону отрицательной индукции, согласно которому возбуждение в одних участках коры вызывает торможение в других.

Различают пассивное (непроизвольное отвлечение) и активное (произвольно  регулирующее) внимание. Пассивное  внимание является филогенетически  старой функцией, автоматическим актом, ориентировочным рефлексом. Активное (произвольное) внимание – сознательный, преднамеренный акт. Например, услышав звук, мы поворачиваем голову в его сторону – пассивное внимание. Повернувшись в сторону стука, мы преднамеренно анализируем его причину – активное внимание [16].

Длительность и стойкость  очага оптимального возбуждения  меняется в зависимости от интереса (мотивации деятельности), эмоций, утомления  и других причин. При недостаточной  сосредоточенности новый раздражитель может отвлечь внимание. Задача учителя – развивать активное внимание, т. е. поддерживать очаг возбуждения в коре больших полушарий, несмотря на посторонние возбудители. Уже на втором году жизни у ребенка появляются элементы активного внимания, а к шести годам – произвольное регулирование вниманием. В психологии внимание рассматривают как волевое действие, благодаря которому человек заставляет себя сосредоточить свою психическую деятельность на тех или других объектах и контролировать себя. Такое внимание называется активным (произвольным).

У ребенка притягательной силой внимания является интерес  к новой яркой игрушке, картинке. Затем формируется мотивация  деятельности, обеспечивающая устойчивость психического процесса. С возрастом  внимание становится более устойчивым, целенаправленным. Во время индивидуальной или групповой работы с детьми педагог наблюдает за деятельностью каждого ребенка, временем сосредоточенности в игре, в творческом процессе.

К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость  и застреваемость [16].

Причинами расстройств внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам, вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие моменты окружающей среды. Например, ребенок играет с игрушками или делает уроки, а вокруг него очень шумная обстановка, или на уроке, во время объяснения учителя, сосед по парте что-то рассказывает, отвлекая от школьных занятий. В таких случаях в коре головного мозга возникают новые очаги возбуждения, которые по закону доминанты становятся главенствующими, привлекают к себе внимание, затормаживая другие участки коры головного мозга. У ребенка пропадает (тормозится) интерес к основному занятию.

К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Нестойкость активного внимания может быть обусловлена целым рядом факторов: перенесенной травмой черепа, авитаминозом, недостаточным питанием и переутомлением. Эти причины можно минимизировать, беседуя с родителями или с учащимися о необходимости соблюдения режима дня, употребления полноценного питания, правильного поведения во время урока, создания дома условий для игры или учебных занятий.

Истощаемость внимания может быть обусловлена слабостью  корковых процессов. Такой спад активного  внимания наблюдается у детей  и взрослых, перенесших черепно-мозговую травму или инфекцию с энцефалитическими явлениями. Слабость корковых процессов затрудняет и нарушает работоспособность ребенка непосредственно после болезни и в течение длительного времени при недостаточно проведенном лечении.

Примером может служить  такой случай. При обследовании в консультации: мальчик Коля 10 лет, контактный, жалуется на головные боли и утомляемость на занятиях. По внешнему виду: пониженного питания, по физическому развитию отстает от возрастной нормы. В начале обследования произвел хорошее впечатление, поведение правильное, общий запас знаний в пределах возрастной нормы. Мальчик при обследовании активно работал, выполнял все задания, правильно собирал самые сложные фигуры из кубиков Кооса. Через 10 минут после начала занятия он не мог собрать самые простые формы, внимание было неустойчивым, жаловался на головную боль. Из анамнеза известно: до школы мальчик перенес черепно-мозговую травму, от больницы отказался, был на домашнем режиме, который выполнял неохотно, не лечился. У Коли сохранились головные боли, повышенная истощаемость, утомляемость особенно при напряжении и волнении, что затрудняло обучение в школе. Родителям мальчика был дан совет провести медицинское обследование ребенка на предмет выявления гипертензионного синдрома и оказания необходимой лечебной и педагогической помощи (организовать правильный режим дня, добавочный выходной день в неделю, оказать посильную педагогическую помощь провести курс общеукрепляющего и специального лечения) [3].

Еще одним из видов  расстройств внимания является отвлекаемость, патологическая подвижность корковых процессов при преобладании пассивного внимания, проявляющаяся быстрой, необоснованной сменой деятельности, продуктивность которой резко снижена. Такие состояния наблюдаются у детей, перенесших родовую черепно-мозговую травму или ранние инфекции с последующей слабостью деятельности клеток коры головного мозга. В этих случаях внимание удается привлечь на короткий срок, ребенок берет игрушку в руки, рассматривает ее, но не играет с ней, тут же откладывает, берет в руки другую и так далее. Ребенок беспокоен, все время в движении. Заинтересовать какой-либо деятельностью не удается. В таком случае неустойчивость активного внимания сочетается с неусидчивостью, подвижностью, гиперактивностью.

Изучать состояние внимания детей можно с помощью метода наблюдения за поведением ребенка, его игрой и интересами, с использованием специальных таблиц, игрового материала [17].

Механизмом расстройства внимания в этих случаях является нарушение взаимодействия возбудительного  и тормозного процессов в коре головного мозга, слабостью клеток коры. Это происходит на фоне астении («а» – отрицание, «тения» – тонус, напряжение), для которой характерна нестойкость активного внимания, повышенная истощаемость корковых процессов и отвлекаемость внимания. Астения обусловлена слабостью клеток коры головного мозга и невозможностью удержать процесс возбуждения в «рабочем поле». Ослабление деятельности клеток коры головного мозга является следствием перенесенной инфекции, интоксикации, родовой черепно-мозговой травмы. Чем тяжелее поражение клеток коры головного мозга, тем быстрее в период психической или физической нагрузки разрушается структура клетки (тигроидное вещество), нарушая работоспособность, затрудняя и замедляя восстановление функции. Внимание в этих случаях кратковременное, что в дальнейшем сказывается на состоянии мыслительной деятельности. Степень астении может быть различной, но всегда требует к себе внимания воспитателя и педагога, консультации специалиста для назначения лечебных и педагогических мероприятий, направленных на укрепление состояния нервной системы и улучшения работоспособности.

Другим видом расстройства внимания является застреваемость, плохая переключаемость внимания с одного объекта на другой, обусловленная  малой подвижностью корковых процессов. Застреваемость наблюдается у детей и взрослых при органических поражениях головного мозга и проявляется в речи, в рисунках и в трудовой деятельности. Примером за-стреваемости в устной речи может служить рассказ девочки по картинке: «Дети, кустик, листочек, вот еще листочек, вот еще листочек». Вопрос к девочке: что ты видишь еще на картинке? Ответ: «Вижу кустик, листочек, еще листочек». Вопрос к девочке: посмотри внимательно на картинку, там нарисованы дети, посчитай их. Ответ: «Один, два, три, а вот еще грибок, вот еще грибок» и т. д. Девочка не давала связного рассказа по картинке, не обобщала увиденные предметы, а перечисляла их, повторяя многократно одни и те же слова. Не удавалось переключить ее внимание на другие детали картинки.

В рисунках детей, у которых отмечалось нарушение переключаемости, можно увидеть тщательно нарисованный домик с большим количеством окон, тесно прижатых друг к другу, или кораблик с большим количеством флажков расцвечивания или иллюминаторов, деревьев с большим количеством веточек и листочков и т. д. Задачей педагога является совместно составить рассказ, обратить внимание ребенка на дополнительные предметы на картинке.

Все виды расстройств  внимания (отвлекаемость, истощаемость, застреваемость) всегда указывают на органическую или функциональную основу поражения нервной системы и требуют наблюдения врача, воспитателя и педагога за состоянием ребенка, а также выявлением и других нарушений, которые нуждаются в специализированной помощи [16].

 

1.5. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

Чтобы лучше понять особенности  внимания детей младшего школьного  возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности.

Процессы  возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте [23].

Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

Внимание  младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Внимание  теснейшим образом связано с  эмоциями и чувствами детей. Все  то, что вызывает у них сильные  переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный  язык художественного оформления учебных  пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения [39].

Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обусловливает наличие у ребенка  довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы ребенок не старался обратить внимание на те внешние раздражители, которые на него действуют. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становится у первоклассника более широким (по числу объектов, которые охватываются одновременно); смотря на один предмет, он не упускает из виду и другой, имеющий для него какое-то значение. Насколько внимание, дающее общую ориентировку, резко возрастает у детей от 7 до 10 лет, видно из следующего небольшого опыта. Во время игры учащихся в школьном коридоре на перемене сквозь их толпу прошел мужчина, которого они раньше не видели. Потом детей попросили (отдельно каждого) описать, кого они заметили и внешность этого человека. Ученики третьих классов дали довольно точное его описание, но некоторые не смогли указать, в чем человек был одет, какого роста, какие у него волосы. Что же касается первоклассников, то большинство из них вообще не заметили проходившего мужчины.

Внимание младшего школьника  в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи. Поэтому учитель на уроке специально организует внимание учащихся, так как они не всегда могут ставить перед собой задачу сосредоточиться на учебной работе, выделить главное в рассказе учителя или в том, что он им покажет.

Обучение ребенка в  школе способствует быстрому росту  у младших школьников непроизвольного  внимания, развивающегося у них главным  образом на почве возникающих  интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением.

В дальнейшем учебные  интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью на других учебных занятиях.

У младших  школьников непроизвольное внимание в  большой степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и  конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако первые годы учения—главный период формирования и произвольного волевого внимания. Обычно после ряда усилий произвольное внимание у ученика переходит в особую разновидность непроизвольного, а именно послепроизвольного внимания. Большое место в учебной работе школьников занимает и привычное внимание, когда ученику удается легко сосредоточиться на неинтересной работе только в силу того, что он неоднократно занимался аналогичным делом [5].

Преобладание у детей  младшего школьного возраста непроизвольного  внимания над произвольным может  быть объяснено тем, что регулирующая деятельность второй сигнальной системы  по отношению к первой в этом возрасте еще недостаточна.

Регуляция внимания тесно  связана не только с волей, но и  с развитием логического мышления. Для произвольного внимания необходим  достаточно высокий его уровень. Поэтому произвольное внимание есть не только волевое, но интеллектуальное, т.е. связанное с достаточно развитым мышлением.

Таким образом, здесь  происходит действие двух психических  факторов: внимание является условием интенсивной мыслительной деятельности; в свою очередь, мышление оказывает  большее влияние на внимание

Наблюдения показывают, что у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, возникающее благодаря поставленной перед учеником задаче. Школьники этого возраста сосредоточиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старших школьников. Поскольку этот вид внимания связан с торможением (а последнее представляет трудности для детей данного возраста), поэтому он не характерен для младших школьников.

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет