Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

     Важным  вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений  как детей подросткового возраста, так и других возрастных групп является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания.

     Важно понять каким образом решается вопрос положения ученика в системе межличностных отношений. Большинство исследований проблемы детерминации положения детей в группе посвящено изучению взаимосвязи положения школьников в группе сверстников с особенностями их личности и деятельности.

     Дифференциация  в группах детей и подростков подвержена определенным закономерностям. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений.

     Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [19]. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

     Как популярные, так и непопулярные школьники  отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более  зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

     Группа представляет собой «саморазвивающееся целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации» [25].

     Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

     В социологической и социально-психологической литературе, в которой речь идет о роли социальной среды в формировании личности, подчеркивается многоплановость этого понятия. «Это, — указывает Л. П. Буева,— все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества. Среда представляет собой то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества. Формирующая человека социальная среда — это общество в целом, во всех сферах его и проявлениях» [26].

     Однако развивающаяся личность не непосредственно «погружена» в эту широкую социальную среду. Существует ряд звеньев, через которые общество «прикасается» к отдельной личности, вернее, в которых происходит непосредственное их взаимодействие.

     Эти звенья составляют микросреду, т.е. то непосредственное окружение, взаимодействуя с которым ребенок развивается как личность. Микросреда имеет сложную внутреннюю структуру: в нее входят взаимоотношения с родителями, сверстниками, а также со взрослыми, которые непосредственно общаются с ребенком.

     Ребенок реально соприкасается со своей  микросредой, активно взаимодействуя с ней, получая непосредственный личный социальный опыт, подкрепляемый также положительными и отрицательными эмоциями. Как частица общества она несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека с ее стороны многообразно. В группе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член группы оказывает определенное влияние на коллектив в целом.

     В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Кроме индивидуальных различий существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком.

     Среди них выделяются следующие:

     1. Аналитический. О психологических  особенностях человека судят  на основе предварительного разложения  его внешности на элементы (анализа  внешнего облика), а далее по  ним судят об отдельных присущих  ему качествах личности.

     2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется механизмами эффекта первичности, эффекта новизны.

     3. Перцептивно-ассоциативный. Признаки  внешнего облика и поведенческие реакции одного человека вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого.

     4. Социально-ассоциативный. В этом  случае восприятие и оценка  осуществляются на основе сложившихся  социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу.

     Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно  наблюдать за его поведением в  тех ситуациях, где он более всего  и разностороннее всего раскрывает себя как личность.

     Есть  некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать  людей. Основные из них такие:

     1. неумение различать ситуации  общения;

     2. наличие заранее заданных установок,  оценок, убеждений, сформированных  стереотипов;

     4. стремление делать преждевременные  заключения о личности оцениваемого  человека до того, как о нем  получена исчерпывающая и достоверная  информация;

     5. отсутствие желания и привычки  прислушиваться к мнению других  людей в оценках личности, стремление  полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его;

     6. отсутствие изменений в восприятии  и оценках людей, происходящих  по естественным причинам со  временем.

     Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:

     1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга.

     2. Развитие у каждого члена группы  способности правильно воспринимать  и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.

     3. Стимулирование и поощрение прямых  межличностных контактов людей,  которые в отношении друг друга  испытывают недоверие.

     4. Обогащение индивидуального опыта  предубежденного человека путем  его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

     Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

     Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом  личности понимают признание коллективом  личности человека, соответствия его  субъективных качеств объективным требованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личных качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения - все это выделяет человека среди других людей в коллективе. Авторитетный человек занимает высокое положение в межличностных отношениях, в коллективе к нему прислушиваются, обращаются за советом, считаются с его мнением, согласны принять его точку зрения. Однако не только личные качества лежат в основе этого явления. Мнение коллектива, его ценности, особенности его деятельности, как правило, способствуют формированию авторитета того или иного человека или, наоборот, благодаря этому авторитет члена коллектива может быть низвергнут. Авторитет дает человеку возможность полнее раскрыть свои особенности, умения, навыки, способности, дает основания его самоутверждению, самоуважению, внутренней стабильности.

     Руководство - это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленного  воздействия на людей, с регулированием их поведения. Авторитет руководителя характеризуется не только личностными свойствами, но и теми правами, которые предоставлены ему.

     Лидер обычно выдвигается стихийно. Авторитет  лидера обычно основан исключительно  на личностных свойствах и качествах  человека. Однако лидерство - не только проявление личностных свойств в групповом поведении, но и отчасти результат тех социально психологических процессов, которые происходят в группе.

     Природа лидерства сложна. В психологии чаще всего явление лидерства понимают с точки зрения ролей, которые принимает на себя человек или личность в групповой деятельности, т.е. лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Каждая специфическая сфера деятельности (общественно полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего лидера, т. е. нет универсального лидера, проявляющего себя во всех сферах жизни.

     Таким образом, лидерство является результатом  действия как объективных (цели, задачи группы в конкретных ситуациях), так и субъективных (интересы, потребности, индивидуально типологические особенности) факторов.

     Воздействие коллектива на личность идет по нескольким направлениям. Во-первых, в условиях коллектива личность приобщается к  его моральным и эстетическим ценностям.

     Во-вторых, воздействие коллектива на личность осуществляется посредством воспитательной работы в коллективе. Социально зрелый человек во многом сам себя создает. Однако его ценностные ориентации, его роли, его статус, его мотивация, общественное поведение - все это выступает объектом воздействия со стороны коллектива.

     Коллективное  мнение, убеждения, разъяснения, критика, соревнование служат мерами, средствами, способами воздействия коллектива на личность.

     Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

     Можно с некоторыми оговорками принять  тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников