Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)
 

     В группе юношей, воспитывающихся в семье, средний показатель композитной оценки социального интеллекта оказался несколько ниже, чем у юношей воспитывающихся в условиях интерната — 25,6 и 25,3 балла соответственно. Следовательно, можно предположить, что у детей-сирот юношеского возраста и у детей, воспитывающихся в семье, способность к адекватному пониманию поведения людей развита в одинаковой мере с незначительным преимуществом у первой группы.

     Высокий средний показатель частных способностей к познанию поведения наблюдается у подростков, независимо от условий воспитания, по субтесту «Истории с завершением», что говорит о развитой способности предвидеть последствия поведения, свидетельствующее о способности в некоторой степени предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

     Однако в юношеской группе более высокими показателями оказались результаты по субтестам «Группа экспрессии», «Вербальная экспрессия», что свидетельствует о более развитых способностях к оценке состояний, чувств, намерений людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, распознаванию различных смыслов вербальных сообщений.

     Самый низкий средний показатель – по субтесту «Истории с дополнением» – 4,2 и 5 балла, что говорит о слабой способности к пониманию логики развития ситуаций взаимодействия. Следовательно, юноши обеих групп могут испытывать затруднения в адаптации к различным системам взаимоотношений (семейные, деловые и пр.), что может являться возрастной особенностью, а не быть обусловлено условиями воспитания.

     Анализ  общего уровня развития социального  интеллекта показал, что большинство испытуемых юношеского возраста находится на низком уровне понимания поведения, т.е. не способен извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозирует их реакции в заданных обстоятельствах (дети, воспитывающиеся в семье – уровень ниже среднего – 40%, низкий – 14,3%; дети-сироты – ниже среднего – 38,9%, низкий – 16,7%) (см. Приложение 6, Приложение 8).  Велик также процент испытуемых имеющих средний уровень развития социального интеллекта(44,4% и 40% соответственно), т.е они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Лишь незначительное число испытуемых (8,3% и 5,7%) могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других. Это тревожные данные, так как уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации, чем уровень развития общего интеллекта (см. рис. 2.2).

     

     Рис. 2.2. Общий уровень развития социального интеллекта юношей (в %) 

     Таким образом, незначительное число детей  юношеского возраста обладает  социальным интеллектом, относящимся к уровню развития выше среднего, т.е. способно извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Однако большинство испытуемых имеют средний уровень развития социального интеллекта, а почти треть – ниже среднего, что свидетельствует о возможности возникновения трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей.

     В соответствии с целью исследования, испытуемые были разделены на три группы в зависимости от выраженности показателей социального интеллекта. В табл. 2.4 приведены средние показатели уровней развития социального интеллекта (по композитной оценке), а также размах распределения и среднее квадратическое отклонение по каждой группе испытуемых: с высоким, средним и низким уровнями социального интеллекта.

     Таблица 2.4.

     Средние показатели уровней развития социального интеллекта в группе юношей

Уровень социального интеллекта Количество испытуемых Среднее значение Размах распределения Стандартное отклонение
Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2
min max min max
Высокий 3 2 33,3 33 33 34 34 35 0,7 0,7
Средний 13 14 27,4 26,8 25 30 26 31 3,5 3,5
Низкий 20 19 21 22 13 24 14 25 7,8 7,8
В целом по выборке 36 35 24,1 24,7 23,7 29,3 24,7 30,3 4 4
 

     Как видно из табл. 2.2., в группе детей, воспитывающихся в семье,  3 испытуемых (8,3 %) имеют высокий уровень развития социального интеллекта, 13 испытуемых (36,1 %) — средний и 20 (55,6 %) – низкий уровень развития социального интеллекта. В целом, в первой группе показатель социального интеллекта составил 24,1 балла; максимальный показатель – 34 балла, минимальный — 13 баллов.

     В группе детей-сирот 2 испытуемых (5,7%)  имеют высокий уровень развития социального интеллекта; 14 (40%) — средний; 19 (54,3 %) — низкий уровень развития социального интеллекта. В целом по выборке показатель социального интеллекта составил 24,7 балла; максимальный показатель – 35 балла, минимальный — 14 баллов.

     Для выявления различий в уровне развития социального интеллекта между детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми, воспитывающимися в семье, мы применили U-критерий различий Манна-Уитни (U эмп.= 166,5, n1=36, n2=35, при р<0,01).

     Таким образом, существуют статистически значимые различия в уровне развития социального интеллекта детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье с вероятностью ошибки 1%

 

2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта

 

     Анализируя результаты, полученные в процессе их количественно-качественной обработки по субтесту N 1 - "Истории с завершением" – можно говорить о том, что испытуемые подросткового возраста имеют значительно более высокие показатели, свидетельствующие о лучшей способности предвидеть последствия поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, чем испытуемые юношеского возраста (см. Приложение 16). Интерес представляет и тот факт, что результаты по данному субтесту у лиц, оставшихся без попечения родителей, превысили показатели группы лиц, воспитывающихся в семье (см. Приложение 17).  

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: относительно первого субтеста для групп детей-сирот и лиц, воспитывающихся в семье, χ2-критерий составил 7,6, что говорит о том, что различие является статистически незначимым при вероятности ошибки р = 0,01; а для групп подросткового и юношеского возраста – 41,3, что свидетельствует о статистически значимых отличиях между данными группами.

     Подобные результаты дал и анализ данных по субтесту N 2 - "Группы экспрессии". Вместе с тем, исследование показало, у трех из четырех рассматриваемых групп (у подростков обеих категорий, юношей из числа детей-сирот) наблюдается преобладание средних способностей к познанию поведения. Достаточно велико число лиц с низкими оценками по субтесту (особенно у юношеской выборки: 40% - ниже среднего и 33,33% - низкого уровня у сирот, 54,6% - ниже среднего и 4,5% низкого уровня у юношей, воспитывающихся в семье), это говорит о недостаточном владении языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений и могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: относительно второго субтеста χ2-критерий составил 8,4 (для групп сирот и воспитывающихся в семье) и 7,5 (для групп подросткового и юношеского возраста) при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о наличии статистической значимости.

     Обратные результаты были получены в ходе анализа данных по субтесту N 3 - "Вербальная экспрессия": не смотря на то, что как и по предыдущим субтестам большинство испытуемых относятся к уровню ниже среднего и среднему по чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений. Среди испытуемых юношеского возраста несколько ниже процент лиц, имеющих уровни ниже среднего и низкий, т.е. они плохо распознающих различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Практически одинаков уровень развития данной способности у сирот и лиц, воспитывающихся в семье.

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: χ2-критерий составил 1,9 (для групп сирот и воспитывающихся в семье) и 6,5 (для групп подросткового и юношеского возраста) при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что различие является статистически значимым.

     Исследование по субтесту N 4 - "Истории с дополнением" - показало, что незначительное число испытуемых как подросткового возраста, так юношеского находится на уровне выше среднего, т.е. способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения, ориентируются в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе. Большинство же испытуемых имеет средний уровень, значительная часть относится к уровню ниже среднего и низкому, что свидетельствует о наличии более или менее выраженных трудностей в анализе ситуаций межличностного взаимодействия, недостаточно хорошей адаптации к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим). Однако, нужно отметить, что среди испытуемых юношеского возраста, а также в группе лиц, воспитывающихся в семье, показатели по данному субтесту несколько превышают показатели подростковой группы и групп детей-сирот подросткового и юношеского возраста.

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: относительно четвертого субтеста χ2-критерий составил 3,6 (для групп сирот и воспитывающихся в семье) и 4,6 (для групп подросткового и юношеского возраста) при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что различие является статистически значимым.

     Методика позволяет также определить общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) на основе композитной оценки. Исследование показало, что большинство испытуемых подросткового и юношеского возраста находятся на низком уровне понимания поведения (уровень ниже среднего и низкий в совокупности), не способны извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Большой процент испытуемых является лицами со средним уровнем развития социального интеллекта, т.е. может испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.

     Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: χ2-критерий составил 0,1 (для групп сирот и воспитывающихся в семье) и 2,1 (для групп подросткового и юношеского возраста) при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что различие статистически значимо.

     Оценивая различия между испытуемыми подросткового и юношеского возраста по уровню развития социального интеллекта с помощью U-критерия Манна-Уитни, можно констатировать следующее:

  • уровень развития социального интеллекта детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье, по субтестам 2 ("Группы экспрессии") и 3 ("Вербальная экспрессия") не выше, чем у детей-сирот того же возраста с вероятностью ошибки р ≤ 0,01;
  • уровень развития социального интеллекта детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье, по субтестам 2 ("Группы экспрессии") и 4 ("Истории с дополнениями") выше, чем у детей-сирот с вероятностью ошибки р ≤ 0,01;
  • уровень развития социального интеллекта юношей, воспитывающиеся в семье выше, чем у детей-сирот юношеского возраста  по субтесту 1 ("Истории с завершением") с вероятностью ошибки р ≤ 0,05; по остальным субтестам с вероятностью ошибки р ≤ 0,05;
  • уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста  с вероятностью ошибки    р ≤ 0,01;
  • уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье выше, чем у детей-сирот обеих возрастных групп  с вероятностью ошибки р ≤ 0,01.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников