Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

     2. Она обладает эвристической силой, т. е. позволяет прогнозировать интеллектуальные способности, которые пока еще не выявлены в экспериментальных исследованиях.

     3. Модель Дж. Гилфорда позволяет  классифицировать практически все  известные интеллектуальные тесты, а также расширяет на содержательном уровне их интерпретационные возможности [35].

     В отечественной психологии длительное время термин «социальный интеллект» не употреблялся. Однако в контексте социальной психологии речь шла о социальной перцепции (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева), социализации личности и межличностном взаимодействии (Я. Л. Коломинский), художественной перцепции (Л. Н. Рожина), коммуникативных способностях. Первым термин «социальный интеллект» использовал К. Н. Емельянов [21] в рамках теории интериоризации, «вращивания» общественных отношений. По Ю. Н. Емельянову, приобретение коммуникативной компетентности — это процесс движения от актуальных межличностных событий к результатам их осознания и закрепление последних в виде умений и навыков во внутренних когнитивных структурах психики.

     А. А. Бодалев [10] определял социальный интеллект как объединение всех критериев коммуникативной компетенции, обеспечивающих успешное общение. Им выделены такие критерии коммуникативной компетенции как эмпатия, социальная пластичность (гибкость), высокий уровень развития рефлексии, высокая культура речевого общения, позитивное принятие другого человека, а также продуктивное разрешение конфликтов. Как отмечает А. А. Бодалев, главное в формировании коммуникативных качеств, — это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе будет на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты», — это оказывается вовсе не безразлично для проявления умения проникать в другую личность и правильно строить с ней взаимоотношения.

     В работе российского психолога Д.В. Ушакова отмечается, что социальный интеллект — это способность  к познанию социальных явлений, которая  составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их» [59]. Только при этих условиях социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова, становится в один ряд с другими видами интеллекта, «...образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной» [59; 18]. С этим утверждением можно согласиться в том случае, если мы ставим перед собой задачу чистоты использования термина «интеллект», но стремление решать более масштабные задачи, связанные с проблематикой прогнозирования степени успешности личности на дальнейших этапах ее развития, диктует иные подходы.

     Так, А. Л. Южанинова рассматривает социальный интеллект как особую умственную способность, определяющую эффективность общения. В его структуру она включает:

  • социально-перцептивные способности;
  • социальное воображение;
  • социальные техники общения, т.е. способность принимать роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие.

     Е. С. Михайлова [35] под социальным интеллектом понимает когнитивный аспект коммуникативных способностей личности, который интегрирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, включая процессы социальной перцепции и рефлексии.

     В работах В. А. Лабунской [30] социальный интеллект нашел отражение в связи с исследованиями способности личности к адекватному пониманию невербального поведения, включая способность к психологическим интерпретациям индивидуального невербального поведения, интерпретации невербальной интеракции, оценки эмоциональной экспрессии, установлению связей и отношений между различными элементами невербального поведения в целом.

     Очевидно, что интеграция представленных выше решений способна дать общее представление  о том, что следует считать  социальным интеллектом. С этой точки зрения заслуживает особого внимания характеристика структурных особенностей социального интеллекта, данная Д.В. Ушаковым. Социальный интеллект, по его утверждению, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

     • «континуальным» характером;

     • использованием невербальной репрезентации;

     • потерей точного социального оценивания при вербализации;

     • формированием в процессе социального научения;

     • использованием «внутреннего» опыта» [59; 17].

     Также можно выделить два фактора социального интеллекта.

     Первый  — это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные  и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального  научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.

     Второй  — социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности  применять социальные знания при  решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.

     Характеризуя  концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих  его критериев: когнитивные, эмоциональные  и поведенческие. Содержательно  каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

     1.Когнитивные: 

     • социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

     • социальная память — память на имена, лица;

     • социальная интуиция — оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

     • социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

     2. Эмоциональные:

     • социальная выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

     • сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

     • способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

     3. Поведенческие:

     • социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;

     • социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;

     • социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить также следующие  функции социального интеллекта: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную [32]. Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности, позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект).

     Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова (1995) отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.

     По  мнению Альбухановой-Славской (1991), эта  внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.

     Рефлексивно-коррекционная  функция находит свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой, коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальным миром, опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. В результате этого определяется поведение личности. Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков.

     Очевидна  взаимосвязь познавательно-оценочной, коммуникативно-ценностной и рефлексивно-коррекционной функций социального интеллекта.

     Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущей становится познавательно-оценочная функция, а остальные две функции создают условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностной функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностей приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными. В целом взаимообусловленность функций отражает роль составляющих социального интеллекта по отношению к рассматриваемому свойству как целостной системы.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на все многообразие подходов к структуре и определению понятия «социальный интеллект», большинство исследователей сходятся во мнении, что это некая интеллектуальная способность, обеспечивающая эффективность общения. Анализируя предлагаемые данными авторами критерии, описывающие рассматриваемое понятие, в них можно выделить три группы: когнитивную, поведенческую и эмоциональную.

 

1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников

     Реальность  общественных отношений всегда дана как реальность отношений между  социальными группами, поэтому крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует  вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

     Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию [24].

     Непосредственно общие качества группы:

  1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
  2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
  3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
  4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
  5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
  6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

     Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

  • направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
  • организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
  • эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
  • интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
  • волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников