Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

     Учреждение  образования

     «Белорусский  государственный педагогический университет

       имени Максима Танка» 
 
 

     На  правах рукописи

     УДК 316.662  

     Вайсман Ольга Михайловна 
 

     ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 

Диссертация

на присвоение степени магистра психологических  наук

по специальности  1-23 80 03

«Психология» 

         

            Научный руководитель

            доктор  психологических наук, профессор

            Коломинский Я. Л. 
             

     Минск, 2009

Оглавление

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

     Природа межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них  проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные  и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

     Любая группа на любой возрастной ступени  характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Это прежде всего  объективные условия существования  данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

     Помимо  объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

     Анализ  социальной ситуации развития позволяет  раскрыть содержание межличностных  отношений в детских группах. На первый план здесь выступают эмоциональные  предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

     Общение является основополагающим видом деятельности человека, так как посредством  общения передается социальный опыт из поколения в поколение. Именно грамотно построенный и искусно  проводимый человеком процесс общения  способствует его освоению в окружающем мире, мире социальных отношений, являясь тем самым одним из главных и эффективных средств социализации. Через процесс общения человек усваивает социальный опыт, опыт межличностных отношений, что способствует успешной социализации.

     Социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход к пути развития, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Вместе с тем, обострилась проблема его обезличивания во взаимодействии с социальной средой. Всем известно, сколь важны для человека в достижении жизненных высот и высокий природный интеллект, и развитая креативность, и разносторонние знания. При этом часто забываются факты, убедительно свидетельствующие, что успех в жизни определяется не этим, что в большей мере он зависит совсем от других личностных особенностей, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.

     Феномен социального интеллекта представляет собой достаточно новый предмет  исследования как для зарубежной, так и отечественной психологии. Социальный интеллект, когнитивный аспект коммуникативных способностей, включает в свою структуру когниции, эмоции и действия. Он обладает достаточными прогностическими возможностями, которые позволяют предугадать успешность профессиональной деятельности и взаимоотношений в системе «человек—человек».

     В работах современных психологов все яснее звучит мысль о том, что, расширяя диапазон тестируемых  личностных свойств, включая в их число эмоциональную сферу личности и способности к эффективному межличностному взаимодействию, мы получаем значительно более точную картину умственного потенциала личности.

 

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

     АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход к пути развития, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Успех в жизни определяется все больше зависит от личностных особенностей, способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

     Вместе  с тем, обострилась проблема его  обезличивания во взаимодействии с  социальной средой. Несмотря на реализацию гуманистической парадигмы образования и ее культурологической составляющей, выпускники по-прежнему, являясь хорошо информированными, владея предметными умениями и навыками, испытывают трудности при общении с окружающими людьми, которые выражаются в недостаточном уровне владения коммуникативными техниками, способствующими адекватному восприятию собеседника, установлению с ним контакта, взаимодействию, направленному на сотрудничество. В результате в определенной степени искажается как процесс социализации, так и процесс социального воспитания в целом.

     Молодые люди в большинстве не владеют  умением жить в современном мире, самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и решать жизненные проблемы. Это во многом связано с тем, что в практике школьного образования приоритет отдается обучению основам наук, в то время как воспитанию отводится второстепенная роль. Как следствие, учащиеся, получая в процессе обучения значительную сумму знаний об обществе, законах его функционирования, требованиях к ролевому репертуару поведения, не овладевают способностью к гибкому использованию этих знаний в быстро меняющемся мире, что выступает серьезным препятствием в социальной адаптации.

     В связи с этим становится очевидной  необходимость ориентировать воспитание на оказание целенаправленной помощи детям, в том числе и в развитии их социальной компетентности. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект.

     Тема  исследования: «Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников в различных микросоциальных условиях».

     ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ – изучить особенности влияния социального интеллекта на положение личности в группе сверстников.

     ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: социальный интеллект.

     ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ: влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников в различных микросоциальных условиях.

     ГИПОТЕЗА  исследования: социальный интеллект оказывает влияние на положение личности в группе сверстников как подросткового, так и юношеского возраста независимо от индивидуально-типологических характеристик микросоциальной среды.

     Соответственно  предмету, гипотезе и цели исследования определены следующие задачи:

  1. определить психологические составляющие социального интеллекта личности, особенности его развития в подростковом и юношеском возрасте, изучить структуру и динамику личных взаимоотношений в группе сверстников, детерминации статусной структуры личных взаимоотношений на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития социального интеллекта;
  2. выявить влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников подросткового и юношеского возраста в различных микросоциальных условиях;
  3. определить пути оптимизации положения личности в группе сверстников подросткового и юношеского возраста;
  4. разработать методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения, направленного на содействие в развитии социального интеллекта и личности в целом.

     МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

     Данное  исследование исходит из сложившихся  на сегодняшний день предпосылок, позволяющих осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы:

  1. в зарубежной и отечественной науке сформировались подходы к определению сущности социальной компетентности (А.Аргайл, П.Берельсон, А.Гольдштейн, Ю.М.Жуков, Е.В.Коблянская, В.Н.Куницына, Д.Равен);
  2. накоплен опыт в исследовании отдельных личностных характеристик и психологических факторов, определяющих развитие социального интеллекта:
  3. условий и факторов социализации (В.Г.Бочарова, А.Л.Венгер, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский) и социальной адаптации (А.К.Маркова, Л.А.Петровская, Т.В.Снегирева);
  4. проблем личностного самоопределения, самопознания;
  5. различных проявлений социальной активности (А.К.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Ю.А.Клейберг, В.А.Петровский, А.М.Прихожан, В.В.Столин, Н.Н.Толстых);
  6. раскрыты стадии, этапы, периоды социального развития личности ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин);
  7. обоснованы и экспериментально проверены механизмы восприятия социального успеха (А.А.Бодалев, Н.С.Пряжников);
  8. предпринята попытка выявления психологических условий развития социальной компетентности как личностной характеристики в юношеском возрасте, в процессе профессионально-личностного самоопределения (Г.И.Марасанов, Н.А.Рототаева).

     МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. теоретический анализ научных исследований по изучаемой проблеме;
  2. методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена;
  3. социометрия;
  4. методы количественно- качественного анализа результатов;
  5. методы статистического анализа – χ2-критерий и U-критерий Манна-Уитни для выявления статистической значимости различий по изучаемой выборке, коэффициента корреляции Пирсона с целью определения наличия и тесноты связи.

     НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Несмотря  на то, что в последние годы в  образовательных учреждениях Белоруссии активно развивается инфраструктура поддержки ребенка (социально-педагогическая и психологическая служба), разработаны концептуальные основы ее деятельности, наработана методическая база психологической поддержки ученика, складывается особая культура помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение, нацеленное на содействие личностному развитию учащихся, помощь в развитии социального интеллекта и социальной компетентности остается недостаточно обеспеченной.

     К ряду неразрешенных относятся вопросы  о психологических составляющих социального интеллекта личности и  особенностях его развития в подростковом и юношеском возрасте; требуют уточнения психологические основания социального интеллекта у становящейся личности на различных ступенях образования. Продолжают оставаться актуальными и многие проблемы, связанные с поиском эффективных условий, механизмов и средств развития социального интеллекта, с моделированием и проектированием психологических условий в образовательном учреждении, в которых личность получит полноценную помощь в своем развитии.

     Выявление влияния социального интеллекта на положение личности в группе сверстников, определение путей оптимизации положения личности в группе, внедрение полученных результатов в учебно-воспитательный процесс будет способствовать решению ряда задач, стоящих перед подростком в коммуникативной сфере: умение устанавливать контакты с ровесниками и взрослыми, умение сотрудничать, идти на компромисс, самостоятельно разрешать конструктивно возникшие конфликты в его социальном окружении (семья, сверстники, учителя в школе), так как правильно организованный процесс общения способствует оптимизации отношений человека с людьми из его окружения.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников