Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)
 

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,25 при вероятности ошибки р = 0,05, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является прямо пропорциональной статистически значимой. 

  1. В группе лиц юношеского возраста все испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта (2,7 %), относятся к высокому уровню благополучия (I статусная категории) (см. Табл. 2.9.). К среднему и высокому уровню благополучия (I, II и III статусные категории)  относятся все подростки и юноши со средними способностями к пониманию поведения других людей (2,7 %, 13,5 % и 16,2 % соответственно). Значительно выше процент неблагополучия (19 % и 8,1 %) составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий соответственно).
 

     Таблица 2.9 – Результаты исследования уровня развития социального интеллекта и социометрического статуса в группе юношей 

  Высокий Выше  среднего Средний Ниже  среднего Низкий Всего
Статус АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %
 «звезды» - - 1 2,7 1 2,7 - - - - 2 5,4
 предпочитаемые» - - - - 5 13,5 3 8,1 2 5,4 10 27
 «принятые» - - - - 6 16,2 5 13,5 4 10,8 15 40,5
 «отверженные» - - - - - - 7 19 3 8,1 10 27,1
Всего 0 0 1 2,7 12 32,4 15 40,6 9 24,3 37 100
 

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,44 при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является прямо пропорциональной статистически значимой. 

     Таким образом, результаты исследования подтверждают факт существования взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем развития социального интеллекта. Однако не представляется возможным определить, что является определяющим развитая способность познания поведения или положение личности в группе сверстников.

     В человеческих взаимоотношениях, в понимании  того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание  людьми друг друга. Вместе с тем, уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться некоторыми психологическими характеристиками, а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.

 

      Выводы по главе: 

     Анализ общего уровня развития социального интеллекта показал, что большинство испытуемых находится на низком уровне понимания поведения, не способны извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Большой процент испытуемых является лицами со средним уровнем развития социального интеллекта. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.

     Уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста, а уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье, выше, чем у детей-сирот.

     Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

     Индивидуальное  развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

     Во всех рассматриваемых группах испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта, относятся к среднему либо высокому уровню благополучия. К этим же уровням относится большинство подростков и юношей со средними способностями к пониманию поведения других людей, лишь незначительный процент испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимает неблагополучное статусное положение. Значительно выше процент неблагополучия составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий).

     Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет говорить о том, что существует два основных фактора, влияющих на процесс формирования и развития социального интеллекта: большое количество разнообразных социальных контактов и опыт эмоциональной близости с другими людьми, - так как именно при наличии этих условий формируются развитая способность к рефлексии, позитивное отношение к людям, знание специальных правил, понимание других людей, социальное прогнозирование, эмоциональная чувствительность, сопереживание, способность к саморегуляции и т.д.

     Вместе с тем нужно отметить, что формирование этих умений личности не происходит спонтанно, а осуществляется в определенных условиях, которые определяют ее быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи и т.д.

 

Заключение

 

     Феномен социального интеллекта представляет собой достаточно новый предмет  исследования как для зарубежной, так и отечественной психологии. Вместе с тем уже существует большое разнообразие подходов к структуре и определению понятия «социальный интеллект», сравнимое, наверное,  только с разнородностью и многообразием понятия интеллекта. Однако несмотря на значительные отличия в выделении критериев социального интеллекта, его функций и структуры, большинство исследователей сходятся во мнении, что социальный интеллект - это определенная интеллектуальная способность, обеспечивающая эффективность общения. Кроме того, все авторы указывают на наличие трех аспектов рассматриваемого понятия: когнитивного, поведенческого и эмоционального, - в рамках которых и выделяется ряд критериев, различающихся у разных авторов, но чаще всего включающий знания о людях, понимание других, способность ставить себя на их место способность к эмпатии и др.

     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет также выделить три  функции социального интеллекта: познавательно-оценочную (определение индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих; содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации), коммуникативно-ценностную (выделение и усвоение норм и эталонов взаимоотношений, создание идеально-содержательного плана, связанного с определением ситуации социального действия, акт обнаружения себя в другом человеке), рефлексивно-коррекционную (самопознание, осознание достоинств и недостатков, внесение изменений в процесс взаимодействия). Таким образом, социальный интеллект опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности, т.е. определяет поведение личности.

     Индивидуальное  развитие человека осуществляется в  процессе установления многообразных  прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

     Воздействие коллектива на личность идет по нескольким направлениям.

     Во-первых, в группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

     Во-вторых, группа является таким местом, где  индивид отрабатывает свои коммуникативные  умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую  ему правильно воспринимать и  оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

     В-третьих, группа снабжает индивида системой положительных  эмоциональных подкреплений, необходимых  для его развития.

     В человеческих взаимоотношениях, в понимании  того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Вместе с тем, уровень развития социального интеллекта детей-сирот подросткового и юношеского возраста характеризуется средними и низкими способностями к познанию поведения людей. Анализ общего уровня развития социального интеллекта показал, что большинство испытуемых находится на низком уровне понимания поведения, не способны извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Большой процент испытуемых является лицами со средним уровнем развития социального интеллекта. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других. Уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста, а уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье выше, чем у детей-сирот.

     Во всех рассматриваемых группах испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта, относятся к среднему либо высокому уровню благополучия. К этим же уровням относится большинство подростков и юношей со средними способностями к пониманию поведения других людей, лишь незначительный процент испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимает неблагополучное статусное положение.  Значительно выше процент неблагополучия составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий соответственно).

     Выдвинутая  первоначально гипотеза о существовании взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем развития социального интеллекта нашла свое подтверждение в ходе исследования. Однако не представляется возможным определить, что является определяющим развитая способность познания поведения или положение личности в группе сверстников.

     В человеческих взаимоотношениях, в понимании  того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание  людьми друг друга.

     Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться некоторыми психологическими характеристиками, а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. Для этого рекомендуется развивать коммуникативные навыки, эмпатию, способность к рефлексии и т.д. Таким образом, социально-педагогическая и психологическая деятельность должна быть направлена на совершенствование процесса социальной адаптации.

 

Библиографический список

 Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие  – 2-е изд. – СПб, 1998

  1. Айзенк Г. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии – 1995, № 1 – С. 111—131
  2. Айзенк Г. Исследования человеческой психики – М, 2001
  3. Алдер Г. Техника развития интеллекта – СПб, 2001
  4. Алтунина И. Р. Мотивы социального поведения детей (общая характеристика и тенденции развития) // Мир психологии – 2004, №2 – С. 262-270
  5. Андреева Г. М. Социальная психология. Третье издание. – М., 2003
  6. Астоянц М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатных учреждений // СОЦИС – 2006, № 3 – С.
  7. Беличева С. А. Основы превентивной психологии – Мн., 1994–120 с.
  8. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
  9. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком – Л., 1965
  10. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А.Бодалев. – М.: междунар. пед. Академия, 2005. – 328 с.
  11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968 – 464с.
  12. Воднева А. К., Глухова Н. М., Смагина Л. И. Проблемы социального сиротства – Мн., 1998
  13. Волошиненко Е. А. Социализация детей, лишенных родительской опеки // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2000, № 1.– с. 7–15
  14. Галигузова Л. Н., Мещерикова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // СОЦИС – 2005, № 4 – С.26-33
  15. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A. M. Матюшкина – М., 1965 – С.433-456
  16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М. 1992. Т. 1
  17. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева, Л.В. Ильинская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
  18. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей. / http://www.koob.ru/grigorjeva/osnovi_konstruktivnogo_obshenia
  19. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1979.
  20. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования – 1992 , № 10 – С. 62-70
  21. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб, 2000
  22. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение – Л., 1985
  23. Завадская Ж. Е. Формирование активной социальной позиции старшеклассников// Адукацыя і выхаванне – 2004, № 12 – С.28-34
  24. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология – М., 2000.
  25. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  26. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах – Мн, 2000 – 431 с.
  27. Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса – Мн, 1997 – 240 с.
  28. Комкова Е. И. Корреляционный анализ интеллектуально-личностного развития детей, воспитывающихся в разных условиях // Психологический журнал – 2006, № 1 – С. 50 -57
  29. Кочетков В. Социальный статус и уровень интеллекта
  30. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для ВУЗов – М, 2001 – 318 с.
  31. Кучинский Г. М. Социальное мышление как форма познавательной активности // Психологический журнал – 2006, № 1 – С. 10 – 17
  32. Лабунская В. А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание – Ростов на Дону, 1999.
  33. Левашова, С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / С. А. Левашова. – Ярославль, 2002.– 160 с.
  34. Лобанов А. П. Проблемы исследования социального интеллекта юношей и девушек // Педагогическое образование в классическом университете: Проблемы и перспективы: В 2 ч. Материалы Междунар. науч. - практ. конф. / Под. ред. Н. А. Березовина – Мн., 2000 – Ч. 2 – с. 156—160
  35. Лобанов А. П., Коптева С. И. Актуальные проблемы психологии интеллекта: В 2 ч. – Мн., 2000
  36. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина – М., 2004 – С. 29-39
  37. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство по использованию – СПб, 1996
  38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  39. Немов Р. С. Психология: в 3-х кн. Кн.2. Психология образования – М, 1998 – 607с.
  40. Ніканчук А. С. Сацыяльна-педагагічныя падыходы да праблемы сацыяльнага сіроцтва // Адукацыя і выхаванне – 1996, № 8 – С.79-86
  41. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология - М., 1996, - 374
  42. Панасюк С. С. Становление личности в условиях школы-интерната // Адукацыя і выхаванне – 2005, № 5 – С.
  43. Плесюк П. У., Смущук Н. С. Работа с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2002, № 2.– с. 103–115
  44. Поливанова Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии – 1992 – №5 – С. 9-13
  45. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг., Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. и др. – СПб, 2002.
  46. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб, 2005 – 400 с.
  47. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г.– М.: Педагогика, 1990.– 264 с.
  48. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха - СПб,2006 – 1096с.
  49. Психология подростка. Полное руководство. Под общ ред. А. А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.– 432 с.
  50. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – СПб, 1999 – 416 с.
  51. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М, 1994 - с.
  52. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  53. Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья – 1998. Т. 5 – № 3-4.
  54. Семенова Е. И. Принципы работы социального педагога с детьми-сиротами, проживающими в интернатных учреждениях // Сацыяльна-педагагічная работа – 2003, № 5 – С.102-107
  55. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С.23-28.
  56. Смагина Л. И., Воднева Л. К., Сойка Ю. А. Сиротство как социально-педагогическая проблема: пос. для педагогов. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.– 144 с.
  57. Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сенситивности – СПб, 2001.
  58. Социальный интеллект: Проблемы исследования и диагностики: Учеб.-метод.пособие / Сост.: А. П. Лобанов, О. Н. Подунова, О. Н. Кунгурцева / Под ред. А. П. Лобанова – Мн: БГПУ, 2003 – 46с.
  59. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: Формы интеллектуальной жизни – М., 2001.
  60. Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология – 1996, № 2.
  61. Таранов П. С. Секреты поведения людей – М., 2000
  62. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина – М., 2004 – С. 11-29
  63. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие – М., 2002. – 344 с.
  64. Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (Заочный институт позитивного поведения): Метод, рек. – Мн., 2001
  65. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн., 1999 – 166 с.
  66. Холодная М. Л. Психология интеллекта: Парадоксы исследования – СПб, 2002
  67. Штернберг Р. Дж. Отточите свой интеллект – Мн., 2000
  68. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования – 2005, № 3 (4). Июль—сентябрь. С. 4-10.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников