Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

Э* – экспрессивно-мимические; Д** – предметно-действенные; П*** – предречевые.  

       На основании полученных данных делается общее заключение об уровне развития общения у ребенка. Как видно по данным таблицы: уровень психического развития детей из полных и неполных семей соответствует возрастной норме. Основные параметры общения находятся на высоком или среднем уровне. По результатам можно сделать выводы о невысоком преимуществе психического развития детей из полных семей над психическим развитием детей, воспитывающихся в неполной семье. Практически все показатели общения и овладения предметной деятельностью детей из полных семей превалируют: у них более развита инициативность, вовлечённость в общение и чувствительность к взрослому. Дети, воспитывающихся в семьях используют все виды средств общений: предречевые, экспрессивно-мимические и предметно-действенные. Результаты показывают, преимущество психического развития ребёнка в полной сформировавшейся семьи над семьей неполной, у детей первой выборки более развиты навыки общения, превалирует инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого – детям легче установить контакт и осуществлять совместную деятельность со взрослым.

 Резко  отличаются показатели детей,  воспитывающихся в доме-интернате.  Картина полностью обратная: большинству воспитанников присущи средние и ниже средних показатели общения: об этом свидетельствует низкая инициативность, наряду с небольшим процентом полного её отсутствия, также низкая вовлечённость в общение и недостаточная чувствительность к воздействиям взрослого, процент средних показателей очень низок. К сожалению присутствует и показатель полного отсутствия навыков общения детей. Средства общения используются мало, не всеми детьми: 40 – 50% выборки детей из ДУИТ не владеют/слабо владеют предречевыми (не понимают речи взрослого, не владеют лепетом), предметно-действенными (ребенок при взаимодействии со взрослым не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие), экспрессивно-мимческими (не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;) средствами общения. По данным отечественных психологов: отсутствие предметно-действенных средств общения, понимания речи взрослого и лепета у ребенка после 8 месяцев свидетельствуют о задержке в развитии. Она может быть вызвана органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно-мимических средств общения и понимания речи взрослого отсутствие предметно-действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ситуативно-делового общения вследствие педагогической запущенности.

 На основании полученных результатов можно говорить о задержке в развитии общения практически по всем параметрам. Причины задержки — педагогическая запущенность. Так же об этом свидетельствует уклонение от общения и задержка в развитии ситуативно-делового общения (предпочитание ситуативно-личностного общения ситуативно-деловому).  После 9 месяцев в норме ребенок обычно предпочитает ситуативно-деловое общение. 

   Таблица 4

Процентное  соотношение результатов  исследования                 

  психического развития младенцев по овладению предметно-манипулятивной деятельностью (ПМД).  

Параметры ПМД   Дети из полных семей Дети из неполных семей Воспитанники ДУИТ
Виды  действий с предметами Ориентировочно-исследовательские 93,3% – достаточно;

6,7% – мало

86,7% – достаточно;

13,3% – мало

73,3% – мало;

20% – достаточно;

6,7% – отсутствует

Неспецифические 93,3% – достаточно;

6,7% – мало

86,7% – достаточно;

13,3% – мало

73,3% – мало;

20% – достаточно;

6,7% – отсутствует

Специфические и культурно-фиксированные 86,7% – достаточно;

13,3% – мало

86,7% – достаточно;

13,3% – мало

60% – мало;

26,7 – достаточно;

13,3% – отсутствует

Познавательная  активность Разнообразие действий с предметами 93,3% – достаточно;

6,7% – мало

86,7% – достаточно;

13,3% – мало

73,3% – мало;

20% – достаточно;

6,7% – отсутствует

Эмоциональная вовлеченность в деятельность    93,3% –  высокая

   6,7% –  средняя

   93,3% –  высокая

   6,7% – средняя

80% –слабая;

13,3% – средняя;

6,7% – отсутствует

 

          На основании полученных данных делается общее заключение об уровне развития предметно-манипулятивной деятельности детей.

Параметры развития детей, воспитывающихся в  семьях, находятся на высоком или среднем уровне, что соответствует возрастной норме. Ориентировочно-исследовательские действия (изучение, знакомство с предметом), неспецифические (повторение понравившегося действия: стучание, размахивание), специфические и культурно-фиксированные (использование предмета по назначению, подражание манипуляциям взрослым) развиты достаточно. Действия с предметами разнообразны, эмоциональная вовлеченность в деятельность сильная: дети активно манипулируют игрушками, деятельность с предметами эмоционально окрашена.

По результатам  исследования уровень психического развития детей, воспитывающихся в семьях, соответствует норме. Основные параметры общения и предметной деятельности находятся на высоком или среднем уровне, что соответствует возрастным критериям нормы.

Наблюдаются некоторые различия между детьми первой и второй выборки: показатели развития ПМД детей, воспитывающихся  в полной семье, несколько выше показателей  детей из семьи неполной. Развитие общения, его разнообразие влияет на развитие предметно – манипулятивной деятельности. У детей из полных семей более разнообразное общение внутри семьи, больше примеров для подражания, полная семья изначально предполагает осуществление ухода, воспитания двумя взрослыми – отцом и матерью. Показатели методики детско-родительских отношений дают высокие результаты развития активности ребенка, а значит большая свобода действий и, как следствие, высокое развитие  ПМД.

Обратные  результаты развития ПМД дали  воспитанники  домов ребенка. Показатели средние, либо ниже средних. Присутствует также малый процент полной неразвитости предметной деятельности. Можно сделать вывод о педагогической запущенности. Неразвитость общения, недостаточность взаимодействий со взрослыми, слабая стимуляция игры ребенка влечет за собой задержку развития предметно-манипулятивной деятельности. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.

  Исследование родителей.

Результаты  исследований родителей по методике PARI: анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений установил, что  в родительском воспитании доминируют такие признаки:

1) в  полных семьях — уравнение отношений между родителями и ребенком (89,8%) и развитие активности ребенка (85,5%);

2) в  неполных семьях — сверхавторитет родителей (87,8%) и уравнение отношения (87,5%).

Наименее  выраженными признаками стали:

1) в  полных семьях — подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);

2) в  неполных семьях — семейные конфликты (64,8%) и уклонение от конфликта (61,8%).

В неполных семьях наблюдается большая осторожность семьи, исключение внесемейных влияний (81,5%) по сравнению с полными семьями (73,8%).

В неполных семьях агрессивность детей подавляется  чаще (74,5%), чем в полных семьях (67,8%).

В обеих  группах семей родители проявляют  почти в одинаковой степени подавление сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка, однако в неполных семьях эти показатели на 6–8% выше.

В полных семьях родители больше побуждают детей  к словесным проявлениям, вербализации (85,8%), чем в неполных семьях (81%).

В обеих  группах семей уравнение отношений  преобладает над чрезмерным вмешательством в мир ребенка, однако, по сравнению  с полными семьями (77,5%), вмешательство  в мир ребенка в неполных семьях выше (85%). Данные приведены в таблице № 3. 

Таблица 5

Процентное  соотношение результатов  исследования родительско-детских  отношений по методике PARI

Название признака Родители из полных семей Родители из неполных семей
1 Вербализация 85,8% 81,0%
2 Чрезмерная  забота 73,0% 72,3%
3 Зависимость от семьи 68,8% 70,8%
4 Подавление  воли 73,5% 75,5%
5 Ощущение самопожертвования 73,5% 80,8%
6 Опасение обидеть 76,0% 78,5%
7 Семейные конфликты 66,3% 64,8%
8 Раздражительность 73,8% 72,3%
9 Излишняя строгость 63,5% 65,5%
10 Исключение  вне-семейных влияний 73,8% 81,5%
11 Сверх-авторитет  родителей 80,5% 87,8%
12 Подавление  агрессивности 67,8% 74,5%
13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 62,8% 67,3%
14 Партнерские отношения 72,3% 73,5%
15 Развитие активности ребенка 85,5% 86,8%
16 Уклонение от конфликта 60,3% 61,8%
17 Безучастность мужа 68,5% 71,0%
18 Подавление  сексуальности 61,8% 70,0%
19 Доминирование матери 71,5% 69,3%
20 Чрезмерное  вмешательство в мир ребенка 77,5% 85,0%
21 Уравнение отношений 89,8% 87,5%
22 Стремление  ускорить развитие ребенка 62,8% 68,5%
23 Несамостоятельность матери 79,3% 77,8%
 

   По результатам производим выделение особенностей трех основных стилей семейного воспитания: авторитетный (оптимальный эмоциональный контакт), снисходительный (излишняя концентрация на ребенке) и авторитарный (излишняя эмоциональная дистанция с ребенком).

I. Оптимальный  эмоциональный контакт (состоит  из 4 признаков, их номера по  опросному листу 1, 14, 15, 21).

II. Излишняя  эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера ─ 8, 9, 16).

III. Излишняя  концентрация на ребенке (описывается 8 признаков, их номера ─ 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22).

 Распределение  основных стилей воспитания: в обеих группах семей родители отдают предпочтение авторитетному стилю воспитания (83,4% и 82,2%), в меньшей степени используется авторитарный стиль (65,9% и 66,5%). наибольшее различие между группами наблюдается в применении снисходительного стиля воспитания детей: в полных семьях ─ 70,8%, в неполных ─ 75,7%.

                 

                        §4. Анализ результатов исследования 

Полученные результаты исследования (см. приложение 5) были проанализированы.  

     4.1. Статистическая значимость различий  в развитии детей-младенцев 

       Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что особенности психологического развития ребенка первого года жизни взаимосвязаны с качеством родительского отношения, воспитания. Целью данного параграфа работы является определение значимости различий развития между детьми, воспитывающимися в полных, неполных семьях и в государственных учреждениях интернатного типа.

Значимость  различий оценивалась с помощью критерия t-Стьюдента (см. приложение 6). Были получены следующие результаты: между детьми из полных и неполных семей имеются различия на уровне средней связи в показателе инициативность t=1,235 при р ≤ 0,05, чувствительность к воздействиям взрослого t=1,358 при р ≤ 0,05, предпочитаемая форма общения t= -1,564 при р ≤ 0,05. Показатели можно трактовать следующим образом: детей из полных семей инициативнее своих сверстников, проживающих в неполных семьях возможно по причине меньшего уделения внимания ребенку, более однообразного общения с ним. Один родитель (в нашем случае это мама) имеет большую загруженность  по сравнению с матерями из полных семей, что вероятно, не позволяет контактировать с ребенком необходимое ему время и налагать большие ограничения на малыша. Дети из полных семей проявляют большую чувствительность к воздействиям взрослого по сравнению с их сверстниками из неполных семей, что, возможно, объясняется отсутствием отца, так как занимает главенствующий уровень во внутрисемейном распорядке ролей, выполняет руководствующие функции, обучает ребенка, направляет его на решение задач, которые ставит перед ним общество. Отец «раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов». [54, с. 332]. В предпочитаемой форме общения у детей из полных семей преобладает ситуативно-деловое общение, являющееся нормой для данного возрастного периода. Развитие общения, его разнообразие влияет на выбор формы общения. У детей из полных семей более разнообразное общение внутри семьи, больше примеров для подражания, полная семья изначально предполагает осуществление ухода, воспитания двумя взрослыми – отцом и матерью. Показатели методики детско-родительских отношений дают высокие результаты развития активности ребенка, а значит большая свобода действий и, как следствие, более высокое развитие ситуативно-делового общения: ребенок идет на контакт, играет вместе со взрослым, обращается за помощью, выполняет совместные действия. Наличие предпочитаемой формы общения детей из неполных семей предметно-манипулятивной деятельности, возможно, говорит о частой одиночной игре ребенка, когда действия проводятся только с предметами без взаимодействия с близким взрослым. Отрицательный результат корреляции говорит о том, что контактирование со взрослым в ходе ситуативно-делового общения побуждает ребенка к таковому взаимодействию, а его нехватка приводит к предпочтению предметно-манипуллятивной деятельности, то есть одиночной игре.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества