Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

Результаты, полученные по сравнению психологического развития детей из полных (1) и неполных семей (2) с детьми, воспитывающимися в ДУИТ имеют различия на уровне очень сильной связи по всем показателям: инициативность (1) t=13,757 при р ≤ 0,001, (2) t=12,075 при р ≤ 0,001; вовлеченность в общение (1), (2) t=14,000 при р ≤ 0,001; чувствительность к воздействиям взрослого (1) t=16,358 при р ≤ 0,001, (2) t= 14,000 при р ≤ 0,001; эмоциональная вовлеченность в деятельность (1), (2) t=13,757 при р ≤ 0,001; предпочитаемая форма общения (1) t= -4,107 при р ≤ 0,001, (2) t= -3,473 при р ≤ 0,001; средства общения: экспрессивные (1), (2) t=21,166 при р ≤ 0,001, предметно-действенные (1), (2) t=18,500 при р ≤ 0,001, предречевые (1), (2) t=18,330 при р ≤ 0,001; виды действий с предметами: ориентировочно-исследовательские действия (1) t=12,075 при р ≤ 0,001, (2) t=10,743 при

       р ≤ 0,001, неспецефические действия (1) t=12,075 при р ≤ 0,001, (2) t=10,743 при р ≤ 0,001, спецефические и культурно-фиксированные (1), (2) t=11,297 при р ≤ 0,001. Большинству воспитанников присущи средние и ниже средних показатели общения: об этом свидетельствует низкая инициативность, наряду с небольшим процентом полного её отсутствия, также низкая вовлечённость в общение и недостаточная чувствительность к воздействиям взрослого, процент средних показателей очень низок. К сожалению присутствует и показатель полного отсутствия навыков общения детей. Средства общения используются мало, не всеми детьми: 40 – 50% выборки детей из ДУИТ не владеют/слабо владеют предречевыми (не понимают речи взрослого, не владеют лепетом), предметно-действенными (ребенок при взаимодействии со взрослым не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие), экспрессивно-мимческими (не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;) средствами общения, что свидетельствуют о задержке в развитии, которая вероятно наступила в связи с педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно-мимических средств общения и понимания речи взрослого отсутствие предметно-действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ситуативно-делового общения вследствие педагогической запущенности. Так же об этом свидетельствует уклонение от общения и задержка в развитии ситуативно-делового общения (предпочтение ситуативно-личностного общения ситуативно-деловому).  После 9 месяцев в норме ребенок обычно предпочитает ситуативно-деловое общение. Результаты развития ПМД средние, либо ниже средних. Присутствует также малый процент полной неразвитости предметной деятельности. Можно сделать вывод о педагогической запущенности. Неразвитость общения, недостаточность взаимодействий со взрослыми, слабая стимуляция игры ребенка влечет за собой задержку развития предметно-манипулятивной деятельности. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Корреляционный анализ психологических особенностей развития детей первого года жизни позволил установить следующее: преимущество благоприятного психологического развития находится у детей из полных семей, где семья создает более развернутые условия для развития ребенка. Немного отстают по показателям дети, воспитывающиеся в неполных семьях, что, возможно, связано с  большей ограниченностью свободы ребенка, меньшем общении с ним. Колоссально различаются показатели уровней развития детей, проживающих в семьях и воспитывающихся  в ДУИТ, вероятно, вследствие педагогической запущенности (это и однообразие общения, нехватка общения со взрослыми, ограничения свободы малыша и т. д.). 

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию 

Оценивалась с помощью критерия r-Пирсона (см. приложение 7). Исследование показало следующие взаимосвязи средней значимости: подавление воли со стороны матери вызывает меньшую эмоциональную вовлеченность в деятельность ребенка: r=359 при р ≤ 0,05, показатель можно объяснить тем, что, возможно, при ограничении активности ребенка, его исследовательской деятельности, преобладания интересов матери над интересами ребенка ведет к меньшей эмоциональной связи ребенка и взрослого, малыш как бы уклоняется от жестких границ. Исключение внесемейного влияния со стороны приводит к снижению вовлеченности в общение ребенка: r=339 при р ≤ 0,05, вероятно ограничение рамок общения вне семьи приводит к нежеланию нового общения у ребенка, перекрывает его стремление к контактированию с окружающими. Сверхавторитет матери снижает эмоциональную вовлеченность в деятельность: r=348 при р ≤ 0,05, возможно также, как и подавление воли, сказывается протест малыша авторитарности; установлена средняя связь значимости сверхавторитета матери и разнообразия действий ребенка: r=344 при р ≤ 0,05, недоразвитие спецефических и культурно-фиксированных действий ребенка: r=352 при р ≤ 0,05. При установлении жестких границ для ребенка и авторитарности в общении дети характеризуются снижением уровня любознательности, исследовательской деятельности, часто испытывают страх перед новыми предметами, остаются безразличными к ним, дети могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны. Задержка развития предметно-маннипуллятивной деятельности (бедность действий ребенка или бездеятельность) может говорить о педагогической запущенности, недостаточном уделении внимания малышу. Сверхавторитет матери приводит к снижению ситуативно-делового общения между взрослым и ребенком: r= -358 при р ≤ 0,05. К сказанному выше можно добавить, что, возможно, при авторитарном стиле воспитания, при высоком авторитете матери ребенок уклоняется от совместных действий выбирая не сотрудничество, а избегание контактирования со взрослым, выбирая предметно-манипуллятивную деятельность (одиночную игру с предметами), а не взаимодействие со взрослым. Отрицательный коэффициент корелляции говорит о том, чем выше со стороны мате6ри авторитарность, тем больше ребенок будет уклоняться от общения с ней. Одинаково взамодействуют между собой со средней значимостью такие показатели: влияние на общее развитие детей всех выборочных групп оказывают подавление агрессивности со стороны матери r=316 при р ≤ 0,05; чрезмерное вмешательство матери в мир ребенка r=397 при р ≤ 0,05; уклонение от конфликта матери r=388 при р ≤ 0,05. Характеризуются данные показатели также через повышенный нажим на младенца: подавление агрессивности – возможно, наложение рамок на проявление чувств, запрет выброса гнева, агрессии может привести к замкнутости малыша, нерешительности: «Злиться нельзя – это некрасиво!» укореняется в детстве, что в последующем может привести к сложностям при переживании отрицательных эмоций. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка – как гипервнедрение в мир малыша, навязывание родительской воли, чрезмерное ограничение исследовательской деятельности не позволяет полноценно изучить окружающий мир, построить с ним доверительные отношения, как следствие, может быть укоренение страха при общении с незнакомым. 

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию 

          Оценивалась с помощью критерия r-Пирсона (см. приложение 8). Исследование показало следующую взаимосвязь очень сильной значимости: сверхавторитет отца оказывает снижение вовлеченности в общения ребенка r= -787 при р ≤ 0,001, Отрицателный коэффициент корелляции говорит о том, что чем больше со стороны отца подавления воли, наложения жестких границ в общении, деятельности, тем большим будет уход от общения ребенка, избегание взрослого. Вербализация отца имеет взаимосвязь средней значимости с вовлеченностью в общение ребенка r=586 при р ≤ 0,05, вероятно налаженное, продуктивное общение с близким взрослым дает возможность малышу полноценно участвовать в общении, с высоким интересом и изучением. Взаимосвязи сильной значимости: вербализация отца положительно влияет на: инициативность r=719 при р ≤ 0,01, вероятно, налаженное общение с отцом дает возможность проявления инициативности ребенка, не строгие запреты, а ограничения с пояснениями, дают больше возможности в привитии правил в поведении (безопасности, взаимодействия с другими взрослыми); ориентировочно-исследовательские действия r=719 при р ≤ 0,01, неспецефические действия r=719 при р ≤ 0,01, разнообразие действий с предметами r=719 при р ≤ 0,01, то есть, вербализация со стороны отца влияет на все составляющие предметно-манипуллятивной деятельности ребенка, его овладение навыками исследования, научение социальным действиям через подражание и вербальное поощрение отца позволяет достичь высоких результатов в начале процесса социализации. Чувствительность к воздействиям взрослого r=719 при р ≤ 0,01, ощущение ребенком эмоциональной теплоты, продуктивное общение со значимым взрослым позволяет говорить о сотрудничестве ребенка и взрослого, достаточном опыте взаимодействия со взрослыми; эмоциональная вовлеченность в деятельность r=719 при р ≤ 0,01, при организованном общении, словесном поощрении достижений ребенка его познавательная активность высока, вызывает интерес и эмоциональную вовлеченность в деятельность, то есть, можно предположить, что налаженное общение с близким взрослым дает толчок для исследования мира. Высокой любознательности и активности ребенка. Взаимосвязи средней значимости: вербализация со стороны отца оказывает влияние средней значимости на развитие спецефических и культурно-фиксированных действий r=586 при р ≤ 0,05 – примеры для подражания, словесные поощрения, инструкции к пользованию незнакомых предметов стимулируют у ребенка овладение навыками общения с окружающими предметами; предпочитаемую форму общения, занятия r=522 при р ≤ 0,01 – для изучаемого возрастного периода (12 месяцев) для детей характерен выбор ситуативно-делового общения. Налаженное общение с отцом, доверительное и продуктивное, помогает малышу взаимодействовать с близким взрослым на уровне ситуативно-делового общения, сотрудничества и перенятия опыта. Партнерские отношения со стороны отца оказывают, напротив, отделение ребенка – снижают выбор продуктивной формы общения r= -527 при р ≤ 0,05. Отрицательная корелляция говорит о: чем выше партнерские отношения между отцом и ребенком, тем более ребенок склоняется к ситуативно-деловому общению, необходимому ему. Вероятно, малыш должен чувствовать авторитет в отце, его силу слова, что позволит чувствовать себя защищенным. Папе необходимо установить в отношениях с ребенком: не подавление, но открытость и товарищество. Пример для подражания, эталон для малыша – всегда на ступень выше. Досягаем, но при этом тверд в намерениях. Подавление агрессивности со стороны отца имеет взаимосвязь средней значимости со следующими показателями развития ребенка: инициативность r=572 при р ≤ 0,05, чувствительность к воздействиям взрослого r=572 при р ≤ 0,05, эмоциональная вовлеченность в деятельность r=572 при р ≤ 0,05, возможно подавление агрессивности со стороны отца положительно сказывается на заинтересованности в общении ребенка со значимым взрослым, так как отец устанавливает определенные правила, нормы поведения, учит следовать этим нормам, показывая на собственном примере необходимость этого, дает понять, что в каких-то моментах ребенок однозначно должен поступать именно так, а не иначе (допустим установление границ безопасности), что дает возможность понять малышу ценность и значимость сказанного; не ограничение и сворачивание инициативы, а перенаправление в безопасную сторону, нужное русло. Вовлеченность и чувствительность в общении возможно так же реагируют на подавление агрессивности со стороны отца. Подавление агрессивности со стороны отца положительно сказывается на разнообразии действий с предметами r=572 при р ≤ 0,05, развитии ориентировочно-исследовательских действий r=572 при р ≤ 0,05, неспецефических действий r=572 при р ≤ 0,05. Параметры предметно-манипуллятивной деятельности дают лучшие результаты, при подавлении агрессии со стороны отца. Возможно ребенок не притесняется в исследовательской деятельности, но перенаправляется, узнает главные стороны окружения, границы безопасности и старается не пресекать их. 

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей 

            Анализ значимости различий оценивался с помощью критерия t-Стьюдента (см. приложение 9) между двумя выборками матерей (матери из полных семей и матери-одиночки). Были выявлены следующие взаимосвязи на уровне значимости р ≤ 0,05: матери в неполных семьях подавляют агрессивность детей чаще, чем в полных семьях t= -1,964 при р ≤ 0,05, возможно, это связано с большей занятостью мамы в неполной семье  и выполнением не только роли матери, но и отца, как ограничивающая, авторитарная, подавляющая; по сравнению с полными семьями, вмешательство в мир ребенка в неполных семьях выше t= -1,928 при р ≤ 0,05, вероятно, матери из неполных семей чаще вмешиваются в мир ребенка так же из-за большей загруженности, чем матери из семей неполных, двум взрослым проще отслеживать действия малыша, направлять их, взаимодействовать побудительно, в то время, как матери-одиночки должны налагать больше запретов, так как нет распределения преподносимых знаний между родителями, маме одной необходимо и разрешать, и запрещать; в полных семьях чаще, чем в неполных используется уклонение от конфликта t= -2,229 при р ≤ 0,05, возможно мамы из неполных семей более подвержены стрессу, так как уход за ребенком осуществляется в одиночку, и, вероятно, поэтому мамы из неполных семей реже уходят от конфликта, не пытаясь найти компромисс, возможно излишне выплескивая эмоции. 
 

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка 

       С помощью регрессионного анализа (см. приложение 10) было доказано влияние следующих качеств родителей на показатели развития младенцев: инициативность = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная модель объясняет 75% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=14,806; р=0,001). Что говорит о том, что инициативность ребенка будет тем выше, чем выше будут показатели вербализации у отца, то есть словесные поощрения, налаженное общение между ребенком и значимым взрослым, и безучастности мужа у матери, возможно это объясняется тем, что матери в безучастности отца в семейных делах не достает должного внимания, заботы, общения, которая мама старается компенсировать через ребенка, удовлетворяя потребности в недостающем общении с отцом. Если матери кажется, что отец недостаточно занят малышом, то мама, возможно компенсирует это своей кандидатурой, чтоб у малыша не было чувство отвергнутости, одиночества при общении с папой.

     Вовлеченность в общение = 1,190 (Сверхавторитет родителей. Отец) + 0,476 (Вербализация. Отец) – 0,679 (Исключение внесемейного влияния. Мать). Регрессионная модель объясняет 87% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=23,284; р=0,001). Таким образом, можно предположить, что вовлеченность в общение будет тем больше, чем больше будет сверхавторитет и вербализация со стороны отца. Общение – это важнейшая составляющая развития малыша, которая естественно влияет и на его заинтересованности в контактах с близким взрослым, что касаемо такой позиции как сверхавторитет со стороны отца, то можно предположить, что ребенку необходимо чувствовать внутреннюю силу в папе, его твердость в словах, тем более при наложении рамок безопасности.

Чувствительность  к воздействиям взрослого = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная модель объясняет 75% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=17,647; р=0,001). Чувствительность к воздействиям взрослого будет тем больше, чем больше будут показатели вербализации у отца, то есть словесные поощрения, налаженное общение между ребенком и значимым взрослым, и безучастности мужа у матери, возможно это объясняется тем, что матери в безучастности отца в семейных делах не достает должного внимания, заботы, общения, которая мама старается компенсировать через ребенка, удовлетворяя потребности в недостающем внутрисемейном общении. Если матери кажется, что отец недостаточно занят малышом, то мама, возможно компенсирует это своей кандидатурой, чтоб у малыша не было чувство отвергнутости, одиночества при общении с папой по материнскому мнению.

     Предпочитаемая форма общения, занятия = 0,770 (Сверхавторитет родителей. Мать) + 0,467 (Излишняя строгость. Мать) – 0,280 (Партнерские отношения. Отец). Регрессионная модель объясняет 87% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=23,038; р=0,001). Т.е. Предпочитаемая форма общения, занятия будет направляться  в сторону от СДО, чем больше будет сверхавторитет со стороны матери, возможно, при жестких ограничениях со стороны взрослого малыш менее заинтересован в совместной деятельности с ним, предпочитая при этом одиночную игру (предметно-манипуллятивную деятельность), сверхавторитарная мать считает, что ребенку не следует предоставлять много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться ее воле, авторитету. Не случайно мать в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляет ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивает его самостоятельность, лишает права возражать старшим, даже если ребенок прав. Такая мать чаще всего не дает себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия-запугивания, угрозы; чем больше будет излишняя строгость со стороны матери, то есть при нажиме, наложении чрезмерно жестких рамок, малыш также чувствует себя некомфортно при сотрудничестве со взрослым, также уходя к одиночной игре; и чем меньше будут партнерские отношения с отцом: ощущение ребенком друга в отце приводит к более продуктивному общению и совместной деятельности.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества