Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

     У девочки физическое развитие к шести  месяцам в норме. Наблюдается некоторая замкнутость в общении, отстранённость, настороженность.

                              

         Интерпретация полученных данных.

        Данное исследование показало, что  психическое развитие младенцев соответствует возрастной норме. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития.

Прослеживается  начало формирования ведущих достижений:

     – складываются первые формы общения со взрослыми, начинается

        освоение манипулятивной деятельности  с предметами;

     – появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого,

        формируется потребность в общении  с ним, первое новообразование  

         – активность;

          – появляются зачатки мышления.

Особенности развития речи:

     – развитие речи включено в общение со взрослым;

     – возникает внимание к речи взрослого.

Особенности развития бытовой деятельности младенца:

     – у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется

        специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование»;

     – выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей,

       и формируется положительное  эмоциональное отношение к ним.

Особенности развития внимания младенца:

     – внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения;

     – сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира

       эмоций, движений, речи человека  как его отличительных признаков,  а 

       также предметов и действий с ними;

          – сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения  

            к окружающему.

Особенности сенсорного развития младенца:

     – складывается акт рассматривания предметов;

     – формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания

        и органа движения;

       – устанавливаются зрительно-двигательные координации, что

         способствует переходу к манипулированию,  в котором зрение 

         управляет движением руки;

           – устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между

              зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием

              взрослым;

Особенности развития памяти младенца:

     – память функционирует «внутри» ощущений, восприятий;

     – она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания;

     – материал фиксируется ребенком непроизвольно.

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

     – под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у

        ребенка в первом полугодии  складывается ощущение своей  важности 

        для другого, эмоционально-положительное  отношение к себе,

        интерес и инициативность к окружающим.

       Особенности эмоционального развития  в младенческом возрасте:

     – основу развития эмоций составляют примитивные эмоции,

        вызванные органическими причинами;

     – социально обусловленные формы эмоциональных переживаний

        формируются в процессе общения младенца со взрослыми;

          – в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от

             доброжелательного внимания к  себе, недовольство отсутствием  

             общения;

          – в ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие

             от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.

                             Выводы по исследованию.

     Мальчик полностью соответствует возрастным критериям психического и физического  развития. Ребенку обеспечивается физический комфорт. Общение со взрослым поддерживается на высоком уровне.

     Комплекс  оживления полный, компоненты выражены отчетливо: вокализации, длительный сосредоточенный  взгляд в глаза взрослого, двигательная активность, оживленная мимика, улыбка, смех, многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики. Младенец многократно и непрерывно проявляет комплекс оживления. Наблюдается высокий интерес к окружающим предметам.

     У наблюдаемой девочки были видны  начальные стадии процесса госпитализма, такие как:  аутичность, замкнутость, некоторый ступор в общении, настороженность – основная реакция на взрослого. Вокализации сведены к минимуму. Интерес и положительные эмоции к предметам выражены слабо. Причиной задержки развития является педагогическая запущенность. В интернате у младенца было бедное общение со взрослым, скучна и неразнообразна предметная деятельность. Снижена инициативность в предметной деятельности и в общении со взрослым. В младенческом возрасте развитие ребенка полностью зависит от взрослых: физическое – от качества ухода за ребенком, психическое – от объема общения с ним. Если ребенок получает минимум общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать некоторые признаки «госпитализма», что в дальнейшем сказывается на его психическом развитии. Поскольку непосредственное эмоциональное общение со взрослым является ведущей деятельностью в период младенчества, то даже небольшой недостаток общения заметно сказывается на психическом развитии младенца. А именно: идёт торможение всех параметров психического развития. Позже формируются новообразования  периода младенчества, такие как улыбка и «комплекс оживления». Ребенок позже начинает говорить, менее заинтересован окружающим миром — сказывается недостаток впечатлений для развития мышления и восприятия.

       Задерживается развитие предметно-манипулятивной  деятельности: ребенок не проявляет  инициативности, настойчивости в  игре с предметами — интерес  к ним быстро иссякает. Малыша  не захватывает предметный мир,  так как дефицит общения заставляет предпочитать эмоциональное общение со взрослым, а не «деловое». Ребенок не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца.

       Своевременное устранение причин, способствующих его развитию, уже через неделю дало положительные результаты, восстановление психического развития, соответствующего возрасту.

       Таким образом, по проведённому  исследованию можно сделать вывод:  общение со взрослыми напрямую связано с психическим развитием детей, более того, это незаменимая составляющая развития, дефицит которой ничем нельзя восполнить.  

     II Наблюдение.

     Проводилось в качестве наблюдений хронологического порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку матери и отсутствие таковой.

   Было  проведено два исследования:

    • Первое исследование охватывает период до рождения ребенка   (беременность матери) до 7 - 9 месяцев после рождения.

Наблюдались две  группы матерей и младенцев.

   Первая  группа – матери, не проходившие психологическую подготовку к рождению ребенка в пренатальный период.

   Вторая  – группа матерей школы «Рождество» города Москвы.

   В первой группе беременность протекала как  обычно, матери соблюдали умеренный  режим, ограничение передвижений и  физической нагрузки, находились под  присмотром врачей, но психологической  стороне рождения будущего ребенка  внимания не уделяли.

   Будущие матери второй группы сознательно готовились к появлению ребенка.

   Вместе  с мужьями они посещали специальные  занятия, направленные на благоприятное  протекание беременности, общение с  еще не рожденным ребенком, учились  контролировать свои эмоции, уходить от отрицательных эмоций. Для этого они слушали музыку, общались с природой, посещали театры, картинные галереи, занимались аутотренингом. Также они посещали специальную группу по плаванию, активно занимались спортом, даже обливались холодной водой. В общем, отказались от общепринятого почти «постельного» режима протекания беременности. Будущие отцы всячески помогали им в этом, учились бережно относиться к своим женам, помогали им достичь психического равновесия, гармонии.

   После рождения ребёнка старались сделать его приход в этот мир как можно более мягким, смягчить психическую травму при рождения. Для этого его не отлучали от родителей, сразу прикладывали к груди, клали к матери на живот, то есть происходил контакт «кожа к коже»; все это происходило при слабом освещении, в тишине, в благоприятной обстановке.

   Эти дети — все, без исключения, по сравнению с детьми, которые были рождены в роддоме, быстрее стали адаптироваться к новым условиям. Они меньше плакали, быстрее успокаивались, были более зрелыми физиологически, у них не были сжаты все время кулачки, не было повышенного тонуса; фиксировать взгляд на предмете и улыбаться начали значительно раньше. Это отмечали также многие матери, у которых это был уже не первый ребенок, а первый появился в обычных условиях.

   Вскоре  после рождения родители со своими новорожденными детьми начинали посещать специальные плавательные группы для  младенцев, занимались с ними динамической и статической гимнастикой, закаляли, с самого рождения разговаривали, часто  гладили их, делали массаж.

   Также их не пеленали, часто выкладывали  на живот, никогда не отказывали в  ласке, все время брали на руки, окружали яркими, пищащими, звенящими, гремящими предметами, то есть создавали  богатую среду для активного  развития, на каждый новый успех (дотянулся до игрушки, перевернулся, сел и так далее) бурно реагировали, радовались его достижению, хвалили, поощряли к дальнейшим успехам; давали слушать музыку, которую матери слушали еще до их рождения, под которую дети быстро успокаивались.

   Сейчас,  спустя 7 – 9 месяцев эти дети лучше развиты физически, очень сообразительны, спокойны, доверчивы и доброжелательно настроены; некоторые из них уже начали ходить, что ведет к большей самостоятельности при исследовании окружающего пространства.

   По множеству объективных показателей они отличаются от детей, которых родители воспитывали по общепринятой системе, более высокой степенью развития уже в первом полугодии жизни. Анализ результатов наблюдения за этими двумя группами матерей и младенцев показал, что обеспечение матерью психологического комфорта для ребенка, всяческая поддержка ребенка и его поощрение создают необычайно благоприятные условия для его ускоренного гармоничного развития.  
 

    • Второе  исследование проводилось  в качестве наблюдения за поведением младенца в возрасте 10 месяцев.

   Пример:

   Денис Г. (возраст – 10 месяцев)

   Дениса  привели в незнакомую квартиру. Мать принесла его в комнату, где находился  другой младенец и его отец. Сидя на руках у матери Денис стал проявлять  интерес к другому ребенку и игрушке, находящейся у него в руке. Дети стали улыбаться друг другу, произносить возгласы, тянуться за игрушками.  Затем мать посадила Дениса рядом со сверстником и вышла из комнаты.

   Денис стал проявлять чувство беспокойства, тревоги, уже не улыбался, оглядывался по сторонам, не обращал внимания ни на другого ребенка, ни на игрушки.

   Когда в комнату вошел еще один незнакомый мужчина, Денис расплакался. Следом в комнату зашла его мать и  села рядом. Денис залез к ней  на руки постепенно успокоился, перестал плакать и снова начал проявлять интерес к другому ребенку, даже когда его посадили рядом.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества