Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

     Ориентировочно-исследовательские  действия = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная  модель объясняет 76% дисперсии зависимой  переменной и является значимой по критерию Фишера (F=17,647; р=0,001). Ориентировочно-исследовательские действия будут тем больше, чем больше будет вербализация со стороны отца и безучастность мужа со стороны матери. В общении папа поощрает любознательность малыша, его стремление к изучению окружающего; мать, при безучастности мужа компенсирует недостающее внимание к малышу, стараясь восполнить недостаточное общение с близким взрослым.

     Неспецифические действия = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная модель объясняет 75% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=17,647; р=0,001). Т.е. неспецифические действия будут тем больше, чем больше будет вербализация со стороны отца и безучастность мужа со стороны матери. Налаженный контакт с отцом – возможный пример для подражания, позволяет малышу быстрее социализироваться; безучастность мужа со стороны матери дает развитие  исследованиям малыша – мама вкладывает в развитие ребенка кажущиеся ей недостатки общения с отцом, поощряя исследовательскую деятельность.

     Специфические и культурно-фиксированные действия = 0,728 (Вербализация. Мать) - 0,451 (Несамостоятельность  матери. Мать).  Регрессионная модель объясняет 55% дисперсии зависимой  переменной и является значимой по критерию Фишера (F=7,237; р=0,01). Т.е. Специфические и культурно-фиксированные действия будут тем больше, чем больше будет вербализация со стороны матери – возможно, это объясняется необходимостью общения в овладении социальными действиями с предметами (такими как держать ложку, укладывать куклу спать, сыпать соль из солонки т т.д., всему этому малыш обучается через подражание, которое необходимо направлять и регулировать взрослому человеку, при этом поясняя все проделываемые действия); и чем меньше будет несамостоятельность матери: вероятно, инфантилизм в родителе не позволяет творчески развиваться малышу, при несамостоятельности мамы малыш не чувствует себя защищенным – если в себе не уверен взрослый, находящийся рядом, то неуверен и малыш. Чтобы стать примером для подражания ребенку, преподносить помощь в усвоении каких-либо культурно-значимых действий, значимым взрослым необходимо быть уверенным в своих действиях, в преподносимых знаниях для малыша и привитии ему навыков.

       Разнообразие действий = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная модель объясняет 75% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=17,647; р=0,001). Эмоциональная вовлеченность в деятельность = 0,815 (Вербализация. Отец) + 0,489 (Безучастность мужа. Мать). Регрессионная модель объясняет 75% дисперсии зависимой переменной и является значимой по критерию Фишера (F=17,647; р=0,001). Т.е. Эмоциональная вовлеченность в деятельность будет больше, чем больше будет вербализация со стороны отца и безучастность мужа со стороны матери. Т.е. Разнообразие действий будет больше, чем больше будет вербализация со стороны и безучастность мужа со стороны матери. Налаженный контакт с отцом – возможный пример для подражания, позволяет малышу быстрее социализироваться; безучастность мужа со стороны матери дает развитие  исследованиям малыша – мама вкладывает в развитие ребенка кажущиеся ей недостатки общения с отцом, поощряя исследовательскую деятельность. В поведении таких матерей прослеживается некоторая парадоксальность. С одной стороны, мать стремится подчеркнуть безучастность мужа, что позволяет формировать более тесный контакт с ребенком и проявлять гипреопеку по отношению к нему. В сложившейся ситуации мать ощущает себя жертвой обстоятельств, что ведет к нарастанию раздражительности (одна из причин конфликтов). Женщина стремиться завоевать авторитет в глазах мужа и ребенка, чтобы потом получить вознаграждение в виде ласки, внимания, уважения и предпринимает попытку управлять ими, контролировать их поведение, действия и даже ход мыслей. Сопротивление этому со стороны супруга приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Сценарий совершенно бессознательным образом развивается так, что муж становится в роли жертвы. «Подавляемый» отец с целью избежать конфликта становится безучастным в воспитании ребенка, таким образом, еще осложняя складывающуюся ситуацию.

4.6. Влияние особенностей  воспитания матери  на психологическое  развитие ребенка

        Значение влияния было исследовано с помощью дисперсионного анализа по критерию Фишера (см. приложение 11). Вербализация матери имеет вклад в следующие показатели развития ребенка: вовлеченность в общение (F=2,833; р=0,05) и разнообразие действий (F=2,278; р=0,05). Можно предположить, что налаженное, продуктивное общение между матерью и ребенком влияет на желание ребенка общаться с близкими взрослыми, позволяет установить тесные эмоциональные контакты, проявлять эмпатию, через внутрисемейное общение ребенок познает и учиться общению с внешним миром. Вербализация мамы положительно влияет на разнообразие действий малыша, то есть, чем богаче общение с матерью, тем более развита предметная деятельность ребенка, он стремиться познавать, изучать, с опорой на значимого взрослого – пояснения, сотрудничество.

Подавление воли (1) и ощущение самопожертвования (2)  со стороны матери влияет на: вовлеченность в общение (1) – (F=3,246; р=0,05), (2) – (F=2,335; р=0,05) и эмоциональную вовлеченность в деятельность (1) – (F=2,275; р=0,05), (2) – (F=2,756; р=0,05). Здесь, вероятно, подавление воли рассматривается как ограничения, связанные с угрозой жизни малыша. Установление рамок безопасности, а не наложение жестких границ на инициативность ребенка, сопровождающиеся комментариями и пояснениями, побуждает малыша настраиваться на контактирование с мамой, и усваивать запреты. В ощущении самопожертвования со стороны мамы прослеживается некий инфантилизм, желании испытать ласку, жалость; возможно, маме недостает теплых чувств внутри семьи, которые она старается реализовать через ребенка, побуждая его к продуктивному общению, вовлекая малыша в деятельность, открыто, эмпатийно общяясь с ним.

Излишняя  строгость мамы оказывает влияние  на такие показатели развития ребенка, как: спецефические и культурно-фиксированные действия(F=3,746; р=0,01), разнообразие действий (F=2,497 р=0,05), эмоциональная вовлеченность в деятельность (F=3,420; р=0,05). Излишняя строгость со строны матери побуждает ребенка к исследовательской деятельности, также при развитой вербализации, то есть запреты и ограничения с опорой на пояснение, поиск компромисса, ощущения ребенком значимости намерений взрослого.

Исключение  внесемейных влияний: вовлеченность  в общение (F=2,260 р=0,05) и эмоциональная вовлеченность в деятельность (F=2,829, р=0,05). Мама, стараясь закрыть семейные границы для окружения, вкладывает свои силы в ребенка, стараясь дать ему как можно больше, быть значимей, чем социум для малыша, вероятно поэтому, открытость, настроенность мамы на эмпатийное общение позволяет и малышу вовлекаться в общение и в сотрудничество, ситуативно-деловое общение со взрослыми.

Сверхавторитет  родителей влияет на: эмоциональную  вовлеченность в деятельность (F=3,092, р=0,05). Усвоение ребенком значимости взрослого, желания копировать его действия подражая им, чувствовать авторитетность матери и желание достигнуть уровня взрослого, развивает со стороны малыша эмоциональную вовлеченность в деятельность, авторитет родителей часто подвигает ребенка на достижения.

Неудовлетворенность ролью хозяйки дома оказывает  влияние на: инициативность (F=2,378, р=0,05), чувствительность к воздействиям взрослого (F=2,378, р=0,05), предпочтение формы ситуативно-делового общения (F=2,715, р=0,05), разнообразие действий (F=2,691, р=0,05), ориентировчно-исследовательские действия (F=2,378, р=0,05), неспецефические действия (F=2,378, р=0,05), спецефические и культурно-фиксированные (F=2,339, р=0,05); эмоциональная вовлеченность в деятельность (F=3,908, р=0,01). Неудовлетворенность ролью хозяйки дома говорит об отношении к семейной роли. То есть, возможно, мама чувствует повышенную ответственность, неучастие мужа в семейных делах, отсутствие помощи и внимания с его стороны. При нехватке общения, теплых чувств мать может компенсировать их через ребенка – сподвигая его к инициативности, к продуктивному общению, что может выражаться в высокой чувствительности к воздействиям взрослого, предпочтении ребенком сотрудничества со значимым взрослым; может побуждать малыша к высокой исследовательской деятельности, мама, не реализовываясь в отношениях с отцом, погружается в общения ребенка, концентрируясь на нем, что дает ответные чувства от ребенка – он также эмоционально вовлекается в контакт со взрослым, сотрудничая с ним, и исследуя окружающий мир:  развитие предметной деятельности и таких ее составляющих, как: ориентировочно-исследовательские действия, неспецефические, спецефические и культурно-фиксированные.

Уклонение от конфликта влияет на следующие  параметры развития ребенка: инициативность (F=2,578, р=0,05), чувствительность к воздействиям взрослого (F=2,578, р=0,05), ориентировочно-исследовательские, неспецефические действия (F=2,578, р=0,05). Уклонение от конфликта или разрешение споров компромиссом, приспособлением положительно сказывается на инициативности ребенка, его общении со взрослыми: возможно, когда взрослый не подвергает наказанию ребенка, а регулирует ситуацию вербально и сотрудничая с ребенком, малыш более вовлекается в общение и не боится изучать. Поэтому развивается и предметная деятельность (ориентировочно-исследовательские, неспецефические действия).

4.6. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка

         Значение влияния было исследовано с помощью дисперсионного анализа данных (см. приложение 12). Сильному влиянию подвергается предпочтение ситуативно-делового общения ребенком при следующих особенностях отцовского воспитания: вербализация (F=8,760, р=0,01), подавление воли (F=10,400, р=0,01), исключение внесемейных влияний (F=5,600, р=0,05), сверхавторитет родителей (F=7,704, р=0,05), подавление агрессивности (F=4,867, р=0,05). Ребенок предпочитает совместную деятельность со взрослым, когда налажено общение с отцом; при продуктивном общении малыш стремиться к сотрудничеству; ощущение авторитета отца, его твердости и решимости (которое может сопровождаться и подавлением агрессии и воли ребенка), он ощущает значимость отца как опекающего взрослого, сила его намерений, твердость слов позволяет устанавливать рамки дозволенных действий. Отцовское слово преобладает в силе над мнениями окружающих, ребенок ориентируется на одобрения отца,  что может выступать фактором исключения внесемейных влияний, при помощи которого устанавливается ситуативно-деловое общение между ребенком и отцом.

4.7. Влияние типа семьи  на психологические  особенности ребенка 

      Значение влияния было исследовано с помощью дисперсионного анализа данных (см. приложение 13).    Воспитание ребенка в семье, при наличии обоих родителей оказывает влияние очень сильной значимости на все показатели психологического развития ребенка: инициативность (F=126,167, р=0,001), вовлеченность в общение (F=133,854, р=0,001), чувствительность к воздействиям взрослого (F=162,600, р=0,001), предпочтение ситуативно-делового общения (F=11,529, р=0,001), эмоциональная вовлеченность в деятельность (F=152,444, р=0,001). Психологические особенности детей, растущих вне семьи характеризуются сниженной эмоциональностью, пассивностью. Высшим достижением общения к окончанию младенческого периода является ситуативно-деловое общение, которое характеризуется потребностью во взаимопонимании и сопереживании взрослого, совместной деятельности с ним. Наличие стремления к совместной деятельности, к созвучному чувству, вызванному общностью понимания явления, свидетельствует о высоком уровне развития общения и о становлении важных нравственных черт личности. Поэтому вопрос о влиянии условий жизни и воспитания на развитие потребности во взаимопонимании и сопереживании имеет особенно важное значение. Полная семья позволяет гармонично развиваться ребенку, полноценно общаясь внутри семьи и с окружающим миром, в то время как дефицит общения детей со взрослыми в детских домах пагубно сказывается на развитии общения воспитанников, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, которая защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.  Поэтому у детей из ДУИТ резко снижены показатели развития общения: инициативность, вовлеченность, чувствительность во взаимодействиях со взрослым, так как не формируется его значимость.

Показатели развития предметно-манипуллятивной деятельности, такие как: ориентировочно-исследовательские действия (F=102,521, р=0,001), неспецефические действия (F=102,521, р=0,001), спецефические и культурно-фиксированные действия (F=98,000, р=0,001), разнообразие действий (F=102,521, р=0,001); используемые средства общения: экспрессивно-мимические (F=448,000, р=0,001), предметно-действенные (F=342,250, р=0,001), предречевые (F=336,000, р=0,001).     У детей, воспитывающихся в ДУИТ отмечается низкая познавательная активность, неразвитость общения из-за недостаточного взаимодействия со взрослыми, слабая стимуляция игры ребенка влечет за собой задержку развития предметно-манипулятивной деятельности. Полная семья позволяет полноценно развивать предметную деятельность ребенку, сотрудничество в исследовании окружающего мира помогает малышу активно участвовать в ознакомлении с незнакомыми предметами, стимулирует его познавательную активность. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа резко снижены показатели развития ПМД – разнообразие действий, все их разновидности без стимулирования со стороны взрослого, не находят должного развития, затормаживая при этом и общее умственное развитие ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Социальная  ситуация психического развития ребёнка  младенческого возраста, ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для  нормального физического и психического развития ребёнка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребёнка в младенческом возрасте — эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребёнка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребёнка — это потребность в другом человеке. Только развиваясь в человеческом обществе, в окружении взрослых людей, ребёнок сам может стать полноценной личностью.

    Основываясь на этой зависимости: развития ребёнка  и общения его с окружающим миром, можно утверждать, что чем  качественнее, эмоциональнее проходит общение малыша со взрослым, чем  больше это общение нужно взрослому  человеку, тем больше пользы оно принесёт маленькому человечку. Ведь даже животные улавливают положительные нотки в голосе человека, распознают тембр, эмоциональную окраску беседующего с ним, и отвечают на это соответствующим поведенческими реакциями.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества