Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

       Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение — радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      Следовательно, содержание психической жизни детей  первого года жизни характеризуются  сначала аффективно окрашенными  ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации.[56, С.198]

        На протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться (“кристаллизироваться”) в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам, они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям. 

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных

                     психологических школах 

         Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

     Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

     Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития).[55, С.115] Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

     Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов. [47, С. 368]

     Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

     Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. [16,С. 29] Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого, ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. [46, С. 384] 
 

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении

эмоционального  и физического  комфорта ребёнка 

2.2.1. Первый час после рождения 

    Отрыв от матери — это психическая травма для малыша. В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Период сразу после родов — это время особо повышенной чувствительности, как для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее поведение, в особенности на способность к материнству.

    У отцов, которые были свидетелями  рождения своего ребенка, формируется  особенно сильная привязанность  к детям, и они так же, как  и их жены, испытывают глубокие духовные переживания во время родов.

    Исследования  доктора М. Клауса и доктора Д. Кенелла при участии Университета педиатрии в Кливленде (США) показали, что женщины, ребенок которых сразу после рождения имел контакт "кожа к коже" с матерью, установили тесный союз с малышом, лучше заботились о младенце, не имели проблем при кормлении грудью (так как сразу после родов предлагали новорожденному молозиво). [24, С. 56]

    Также необходимо понять, что отрыв новорожденного от материнского организма — колоссальный стресс для него. Ребенок не должен лишаться материнской защиты, поэтому в этот период ему необходимо постоянно ощущать биополевую защиту и "подкормку" от матери.

    Первый  час после родов — очень  важное время для матери и младенца. Оно может до некоторой степени  определить, как ребенок будет  относиться к матери, что в свою очередь может повлиять на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность.

       Чем раньше ребенок начнет тесно контактировать с матерью, тем лучше для него и для матери. Кроме того, родившись, ребенок теряет непосредственный контакт с матерью, постоянное присутствие которой он ощущал в течение всей внутриутробной жизни. Поэтому сейчас в большинстве родильных домов младенца сразу после рождения, если позволяет его состояние и состояние матери, выкладывают на живот или грудь матери. В этом случае малыш контактирует с материнской кожей, слышит сердцебиение матери (считается, что ребенок запоминает особеннocти сердечной деятельности матери – ритм и частоту сердечных сокращений), ощущает ее запах и постепенно успокаивается. Ранний контакт с матерью ускоряет адаптацию новорожденного к условиям внеутробного существования. Раннее прикладывание младенца к груди матери предусматривает первое кормление малыша сразу после окончания родового акта. Это обеспечивает лучшее сокращение матки и более быструю остановку кровотечения. Сразу после родов молочные железы вырабатывают не молоко, а молозиво, богатое белками, которое обеспечивает новорожденного всеми веществами, необходимыми для скорейшей адаптации к изменившимся условиям существования. Раннее прикладывание к груди также способствует формированию материнского инстинкта. 

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания 

    Кормление грудью — это не только питание ребенка, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце–девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным. Кормление грудью, как способ питания младенцев, является общим для всех народов и всех культур, оно обеспечивает ребёнку выживание и здоровье.  Грудное молоко — это биологически активная жидкость, которая изменяется во время одного кормления, от кормления к кормлению, обеспечивая ребёнка всеми питательными веществами, которые содержатся в самом благоприятном и качественном соотношении и  необходимы ребёнку. Так же в нём содержатся противоинфекционные белки и антитела к различным инфекциям.

    Бурное  развитие науки, индустриализация и  урбанизация населения привели  к созданию целой новой отрасли, своего рода технологии искусственного вскармливания новорождённых. С  развитием индустрии детского питания  появилось мнение, что без кормления грудью можно вполне обойтись, заменив его искусственным вскармливанием. Кормление грудью стало чем-то старомодным, трудоёмким для женщины. Способность женщины кормить грудью всё чаще ставилось под сомнение, в обществе всё более укоренялась мысль о необязательности грудного вскармливания. Распространённость грудного вскармливания начала катастрофически падать.

В таблице 1 представлено процентное соотношение детей, вскармливаемых грудью, в ряде развивающихся регионов мира, основанное на данных, собранных с 1990 по 1999 год  [22, С. 229].  В приложении 1 представлена диаграмма преимущества грудного вскармливания.                                                                                                           

                                             
 
 
 

  Таблица 1

  Процентное соотношение детей, вскармливаемых грудью, в развивающихся странах, по регионам мира

  Кормление только грудью (0-3 месяца),

%

Кормление грудью и дополнительное

питание (6-9 месяцев), %

Кормление грудью «в успокоительных целях»(20- 26 месяцев), %
Южная Африка 31 66 3
Ближний Восток 41 45 14
Южная Азия 45 36 19
Восточная Азия 26 74 (нет данных)
Страны  Европы 39 45 16
 

  Но  широкое использование  заменителей  грудного молока не привело  к улучшению здоровья детей. Промышленное производство искусственных смесей не воспроизводит уникальных свойств женского молока. В этой связи, начиная с 1981 года, по инициативе ВОЗ и ЮНИСЕФ были приняты регламентирующие документы по защите, содействию, и поддержке грудного вскармливания.  Цель инициативы — стимулирование учреждений здравоохранения, в частности родильных домов, к тому, чтобы они брали на вооружение методы, обеспечивающие всемерную охрану, поощрение и поддержку практики исключительно грудного вскармливания с момента рождения в течение последующих шести месяцев.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества