Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)
Министерство  образования и  науки РФ

ГОУ ВПО

Ярославский государственный  педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Институт  педагогики и психологии

Факультет социального управления

Кафедра педагогической психологии 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа

«Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества» 

               
 
 

             Выполнила:

                                            Фролова Екатерина Олеговна

                                студентка VI курса ИПП

             группы 96-Б

                                            специальность “Педагогика и

            психология“  

                                  Научный руководитель:

                                              Юферова Марина Анатольевна

                                   старший преподаватель,

                                                 кандидат психологических  наук 

  

         Заключение научного руководителя о допуске работы к защите:

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________
 

                                                                          

                                                                                                                     

                                                   

                                                 Ярославль

                                                      2011

                                                                                             

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………... 4
 
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.
 
        §1. Семья как объект психологического  исследования ……… 7
         1.1. Психологическое  содержание понятия «семья» ……. 7
         1.2. Семья как социальный  институт и малая группа …... 8
         1.3. Функции семьи  ………………………………………... 10
         1.4. Теоретический  анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское  воспитание» ...……......  
12
   
        §2. Психологические особенности  периода младенчества ….. 16
          2.1. Характеристика младенческого возраста в разных        психологических школах ……………………………………………..  
17
          2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:            
           2.2.1. Первый час после рождения …………………… 19
           2.2.2.  Преимущества грудного вскармливания ………. 21
         2.3. Врождённые формы психики и поведения …………. 24
         2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев …. 27
          2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...  
29
         2.6. Кризис первого года жизни ………………………... 31
            §3. Особенности взаимодействия ребёнка  первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):  
         3.1. Влияние родителей на психологическое развитие  ребёнка периода младенчества ……………………………………. 34
           3.1.1. Особенность материнства в период младенчества …………………………………………………………. 35
             3.1.2. Проблема специфики отцовства ………………… 38
                   3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ……… 41
                 3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….  
42
                   3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...  
44
 
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...
 
49
 
ГЛАВА 2.  Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.
 
      §1. Организация и методы исследования …………………….. 50
      §2. Характеристика выборки испытуемых …………………… 51
      §3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..  
51
      §4. Анализ результатов исследования ………………………... 64
                 4.1. Статистическая значимость различий  в развитии детей-младенцев………………………………………………………..  
64
             4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………  
67
             4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………  
69
             4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..  
72
                 4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………  
73
            4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...  
77
            4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...  
?
 
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
 
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ  ……………………………………………………….
 
 
      Приложение 1. Результаты наблюдений по исследованию влияния   семьи на гармоничное развитие ребенка …………………  
 
      Приложение 2. Методика исследования психологического развития младенцев Института Психологии РАО ………………….  
 

                                        

                                                

             
 
 

ВВЕДЕНИЕ

                                                              Научить человека быть счастливым                                                   нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

                                                                                                     А. С. Макаренко

    В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к  проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

      Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

    Объектом исследования явились 30 семей, имеющих ребёнка во младенческом возрасте, в частности, 15 полных семей и 15 неполных семей (мамы-одиночки), и 15 детей, воспитывающихся в детском учреждении государтсвенного типа (ДУИТ).

  Предмет исследования – определение влияния родительских отношений на психологическое развитие ребёнка первого года жизни.

    Цель  работы: выявить значение психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребёнка в периоде младенчества.

    Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач:

  1. рассмотрение теоретических концепций и взглядов отечественных и зарубежных ученых по проблеме детско-родительских отношений;
 
  1. рассмотрение родительства как культурно-исторического и психологического феномена;
  2. рассмотрение особенностей детей младенческого возраста

    4) выявить и изучить особенности влияния  близости с матерью на активность исследовательской деятельности ребёнка и общения с окружающими;

    5) выявить  различия в развитии детей воспитывающихся внутри семьи и детей оставшихся без попечения родителей;

    6) осуществление констатирующего эксперимента;

    7) обработка  и интерпретация результатов  исследования.

    Для проведения практического исследования были подобраны следующие методы исследования: :

  1. Методика PARI (Е. С. Шеффер и Р. К. Белл (адаптирована Т. В. Нещерет).
  2. Методика РАО «Диагностика психического развития ребёнка от рождения до трёх лет».

        3. Среди методов количественного анализа использовались:

            – критерий K-S-Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения (количество людей в выборке исследования не превышает 100 человек, мы выбираем для проверки нормальности распределения критерий K-Z Колмогорова-Смирнова.  Большинство изучаемых параметров  не имеют распределение, отклоняющееся от нормального, поэтому для вычисления коэффициента корреляции будем использовать:

        – методы корреляционного анализа для оценки значимости различий:                         коэффициент линейной корреляции r-Пирсона;

             – для оценки значимости различий критерий t-Стьюдента

            – дисперсионный анализ на значимость влияний Фишера;

        – множественный регрессионный анализ данных.

     Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерных программ «Statistica 6.0» и «SPSS 13 for Windows».

          Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы:

качество  родительских отношений влияет на психологическое  развитие детей периода младенчества.

         Структура работы: работа состоит из двух глав, эмпирической части, заключения, библиографического списка, включающего 64 наименования. В текст работы включены 5 таблиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на

психологическое развитие ребёнка периода младенчества. 

§1. Семья как объект психологического исследования 

       В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Знания внутрисемейных закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

         Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения. 

    1.1. Психологическое содержание понятия «семья»

             

           В современной психологии семьи выделяют два теоретических подхода в отношении анализа семьи. Согласно первому, семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие интересы, а семейные отношения являются условием социализации и развития личности. Под семьей понимается совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом. В составе семьи учитываются только те ее члены, которые проживают в ней не менее шести месяцев или отсутствуют не более этого срока (А.И. Антонов, С.М. Голод, В.Н. Дружинин, М.С. Мацковский, В.М. Медков и др.). Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система, выполняющая многообразные функции. Семья рассматривается как группа (Г. Навайтис, Н.Я. Соловьев, В.А. Сысенко, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев и др.).

           В рамках данной работы семья рассматривается прежде всего как малую социальную группу – целостную систему, которая характеризуется определенными коммуникационными процессами и сложившейся структурой взаимоотношений между членами. Семья - это особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. По определению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества (родительства) родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также обеспечивающая социализацию детей и поддерживающая существование членов семьи, лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. [1, С. 25] 

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества