Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Анна оригинал 2.docx

— 182.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Беседа об экранных предпочтениях  дошкольников

  1. Кто твой друг?

а) семья;

б) телевизор;

в) компьютер;

г) свой вариант.

  1. Что ты любишь смотреть по телевизору?

а) только любимую передачу или фильм;

б) разные передачи и фильмы;

в) все подряд;

г) свой вариант.

  1. Тебе предложили на выбор поиграть в компьютерную игру, какую игру ты выберешь?

а) шарики;

б) бегалки;

в)стрелялки;

г) свой вариант.

  1. Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору мультфильм, какой ты выберешь?

а) Мультфильм «Лунтик»;

б) Мультфильм «Человек –  Паук»;

в) Мультфильм «Звездный  десант: Вторжение»;

г) свой вариант.

5. Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:

а) «Хочу знать»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

6. Кто из героев мультфильмов тебе нравится больше всех?

а) смешарики;

б) смурфики;

в) Кунг-фу панда Панда По;

г) свой вариант.

7. В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:

а) «Алиса в стране чудес»;

б) «Гарри Потер»;

в) «Тайны следствия»;

г) свой вариант.

8. С кем из героев компьютерных игр ты хотел бы дружить?

А) Маша и медведь;

Б) Каспер;

В) снайпер;

г) свой вариант.

9) Если бы ты был главным режиссёром, про что бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

 

 

 

 

 

 

 

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики  агрессивного поведения детей 

Лаврентьевой Г.П.).

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет  или в чем то подозревается.

3. Ведет себя подобно «настороженному  животному».

4. Постоянно нуждается в помощи  и контроле со стороны педагога.

5. Рассказывает фантастические, вымышленные  истории с элементами насилия.

6. В ответ на приветствие выражает  злость или подозрительность.

7. Портит общественную и личную  собственность.

8. Негативно относится к замечаниям.

9. Раз или два был замечен  в воровстве сладостей, ценных  предметов.

10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает  дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда  ему делают замечание.

15. Подражает хулиганским проделкам  других.

16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

17. Пристает к более слабым.

18.  Дерется не соответствующим образом

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Предпочтения  дошкольниками  экранных технологий с высокой  или  низкой степенью  проявления агрессивности

Ф.И.

баллы

степень проявления агрессивности предпочтений дошкольников

А.П.

18

Высокая

А.А.

10

Средняя

Б.Р.

15

Высокая

Б.У.

16

Высокая

В. Д.

11

Средняя

Д.С.

15

Высокая

Е.В.

5

Слабая

Ж.Т.

14

Высокая

И.М.

12

Средняя

К.А.

14

Высокая

Л.П.

16

Высокая

М.Ю.

10

Средняя

Н.Л.

15

Высокая

О.Д.

7

Слабая

О.Б.

14

Высокая

П.Е.

9

Средняя

Р.Н.

7

Слабая

Р.И.

14

Высокая

С.У.

16

Высокая

Т.Э.

18

Высокая

У.З.

4

Слабая

Ф.Р.

18

Высокая

Ч.Л.

5

Средняя

Ю.Н.

18

Высокая

Я.А.

14

Высокая

Я.П.

4

Слабая

Итого

Высокая степень проявления агрессивности – 15 человек – 58%

 

Средняя степень проявления агрессивности – 6 человек – 23%

 

Слабая степень проявления агрессивности – 5 человек - 19%


 

 

 

 

Результаты  деления детей на группы по типу отношений дошкольников к занятиям в свободное время, связанным с телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми

1 группа

 

Ф.И.

Врмя за 

Врмя суток за

Время за

Предпочитаемые передачи

Предпочитаемые фильмы

Предпочитаемые игры

Предпочитаемые подарки

Тип экрана

TV

ПК

TV

ПК

DVD

№ ответа

№ ответа

№ ответа

№ ответа

А.П.

5

3

18

21

2

1,2,3

2,3,7

2,3,8

6,7,8

Б.Р.

4

3

17

21

1

2,3,8

2,3

2,3,8

6,7,8

Б.У.

5

3

18

21

2

2,3

2,3,7

2,3,8

6,7,8

Д.С.

4

3

18

20

1

2,3

2,3

2,3,9

7,8

Ж.Т.

4

3

17

21

1

2,3,8

2,3

2,3,9

7,8

К.А.

5

3

21

18

2

1,2,3

2,3,7

2,3,8

6,7,8

Л.П.

4

3

20

17

1

2,3

2,5

1,6,9

7,8

Н.Л.

4

3

18

21

1

2,3

2,3

2,3,9

7,8

О.Б.

5

3

18

21

1

2,3,8

2,3

2,3,8

6,7,8

Р.И.

4

3

20

18

1

2,3

2,5

2,3,9

7,8

С.У.

5

3

18

22

2

1,2,3

2,3,7

7,9

6,7,8

Т.Э.

5

4

20

17

0

1,2,3

2

3,8

7,8

Ф.Р.

5

3

20

18

1

2,3,8

2,3

2,3,8

6,7,8

Ю.Н.

5

3

18

21

1

2,3,8

2,3,7

2,3,8

7,8

Я.А.

4

3

21

18

0

1,2,3

2,3

3,9

7,8


 

 

 

 

 

 

 

2 группа 

 

Ф.И.

Врмя за 

Врмя суток за

Время за

Предпочитаемые передачи

Предпочитаемые фильмы

Предпочитаемые игры

Предпочитаемые подарки

Тип экрана

TV

ПК

TV

ПК

DVD

№ ответа

№ ответа

№ ответа

№ ответа

А.А.

2

1

18

17

0

2,3

2,5

6,9

1,12

В. Д.

2

1

19

20

0

1,2

2

1,9

1,2

Е.В.

1

1

8

20

0

5

1

1

1

И.М.

2

1

18

20

1

1,2

2

1,9

1,8

М.Ю.

2

1

19

18

0

1,2

2

1

1,12

О.Д.

1

1

8

18

0

5

1

1

12

П.Е.

2

1

20

18

0

1,5

2

9

1,2

Р.Н.

1

1

8

17

0

1,2

1

7

1

У.З.

2

1

20

18

1

1,2

1

7

1,12

Ч.Л.

2

1

20

18

1

1

2,5

9

12

Я.П.

1

1

8

19

0

2

1

1

1,12

Средние

1,6

1

18-20

17-20

0

1,2

1,2

1,9

1,12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица иерархии ценностей детей во временной  перспективе (1 группа)

 

предпочтения ценностей у детей/ Ф.И. ребенка

 

I

(через  час)

 

II

(через  день)

 

III

(через  неделю)

 

IV

(через  месяц)

V V

(через  год)

А.П.

компьютер, телевизор

мама

сладости, мороженое,

игры, игрушки

«видик» с дисками

mp3-плейер

Б.Р.

компьютер

друг

мама

телевизор, «видик» с дисками

сладости, мороженое,

игры, игрушки

Б.У.

телевизор

мама, компьютер

сладости, мороженое,

игры, игрушки

«видик» с дисками

mp3-плейер

Д.С.

мама, друг

компьютер

сладости, мороженое,

игры, игрушки

телевизор, «видик» с дисками

книги, журналы

Ж.Т.

мама, папа

друг, сладости, мороженое

компьютер, телевизор

«видик» с дисками, игры, игрушки

mp3-плейер

К.А.

компьютер

мама

сладости, мороженое,

игры, игрушки

телевизор, «видик» с дисками

книги, журналы

Л.П.

мама

компьютер

сладости, мороженое

телевизор, друг

mp3-плейер,  игры, игрушки

Н.Л.

мама, папа

компьютер

телевизор

сладости, мороженое, игры, игрушки

mp3-плейер

О.Б.

компьютер

телевизор

сладости, мороженое,

игры, игрушки

мама, папа

книги, журналы

Р.И.

компьютер, телевизор

сладости, мороженое,

игры, игрушки

мама, папа

друг, «видик» с дисками

mp3-плейер

С.У.

компьютер

мама, папа

сладости, мороженое,

игры, игрушки

телевизор, «видик» с дисками

книги, журналы

Т.Э.

телевизор

компьютер

сладости, мороженое

мама, папа

игры, игрушки

Ф.Р.

компьютер, телевизор

мама, папа

сладости, мороженое

«видик» с дисками

mp3-плейер

Ю.Н.

компьютер

мама, папа

сладости, мороженое,

игры, игрушки

телевизор

книги, журналы

Я.А.

мама, папа

компьютер

сладости, мороженое,

игры, игрушки

телевизор

книги, журналы

преобладает

ценность  экрана – 67%

социогенная ценность – 53%

ценность экрана – 47%

гедонистическая ценность – 73%

ценность  экрана – 80%

ценность  познания – 93%

Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников