Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Анна оригинал 2.docx

— 182.80 Кб (Скачать)

3) конфликт - одновременное существование  двух несовместимых друг с  другом побуждений. Например, мужчина  не может соблазнить любимую  женщину, т.к. это блокируется представлением о том, что было бы если бы соблазнили его мать, сестру [50, c. 130].

В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует  целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую  роль. Это может быть уход, например, сопровождающийся символическим агрессивным  действием (например, уйти, хлопнув  дверью) [24, с. 217].

Теория социального научения (бихевиоральная модель) гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в  процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

Теория социального научения - это  изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец  рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа  действий человека, вследствие чего уделяется  большое внимание родителей на обучение детей агрессивному поведению (агрессивные  родители - агрессивные дети).

Эта теория утверждает, что чем  чаще человек испытывает агрессивные  действия, тем совершенней становятся эти действия.

Большое значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно  повысить силы и мотивации, а неуспех - силу тенденции торможения.

Другим важным элементом является социальное подкрепление -действие, вызванное  усилить определенную реакцию (словесные  или несловесные обращения - похвалы, выговор, улыбка, жесты любви).

Различают две формы подкреплений:

1) положительное подкрепление - это  любой стимул, который следит  за реакцией, усиливает ее или  поддерживает на том же уровне;

2) отрицательное подкрепление - это  стимул, устранение которого усиливает  реакцию [24, c. 189].

Существует и множество способов подкрепления, к наиболее распространенным относятся поощрение и наказание.

1) если вслед за реакцией ребенка  положительно подкрепляющее средство, то результат - положительное  поощрение. Например, похвала за  пятерку;

2) если положительное подкрепление  устраняется после реакции ребенка,  то результат - отрицательное  наказание (за пятерку нет похвалы);

3) если за реакцию следует  отрицательное подкрепление, то  положительное наказание. Например, подросток испытывает недостаточное  внимание и совершает кражу,  то от родителей - трепка, а  трепка - это положительное наказание,  т.е. он привлек внимание родителей;

4) если отрицательное подкрепление  устраняется после реакции, то  результат отрицательное поощрение.  Например, ученик, который плохо  учится, в третьей четверти «поднялся», а учитель не похвалил, но и не отругал его, отсюда отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение [25, с. 4].

Что касается исследовательской проблемы, то существует доказательство того, что  если ребенок ведет себя агрессивно и при этом получает положительное  подкрепление, то вероятность его  агрессии в будущем возрастет, что, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные  раздражители, а могут развивать  низкую степень враждебности [43, с. 11].

В настоящее время теория социального  научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции.

При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному  практическому выводу: формирующуюся  личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению  к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко  научится сам [43, с. 53].

Многие психологи и педагоги отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие  ей переживания. Вместе с тем в  исследованиях выявляются факторы, влияющие на агрессивность детей. Среди  этих факторов обычно выделяются особенности  семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране, или со стороны сверстников, уровень фрустрации и др. Однако очевидно, что все  эти факторы вызывают агрессивное  поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В  одной и той же семье в сходных  условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся  в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Можно полагать, что уже в этом возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих  миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим  характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности  и дающих представление о психологической  природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем, выявление  причин агрессивного поведения детей  необходимо как для своевременной  диагностики этого явления, так  и для разработки коррекционных  программ [16, c. 44].

Современный ребенок живет в  мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на ребенка, у которого нет выработанной четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у ребенка чувство безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности). Среди детей существует мнение, что взрослые говорят не правду, что сейчас каждый живет для себя, старается извернуться, обмануть другого [24, с. 204].

Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых  средств массовой информации, а также  поток кино- и телефильмов, заполненных  сценариями обмана, насилия, научающих  ребенка агрессивности.

Также в нашем обществе существуют качественные изменения макросреды, сопровождающиеся деформацией семьи, которая не выполняет своих важных функций, таких как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Где имеет  место жестокое обращение с детьми. Часть родителей принуждает детей  к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает  ребенка и не достаточно его контролирует.

В результате для большинства детей  характерна неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, потребительская ориентация, агрессивный  способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью и подражательностью.

Для многих детей этого возраста характерно умышленное подражание манерам, как конкретных людей, так и стереотипов предлагаемых средствами информации [18, с. 19].

Отрицательный микроклимат в семье  обуславливает возникновение грубости, отчужденности, застенчивости, стремления делать все назло, что создает  предпосылки для появления агрессивности, демонстративного непослушания. В детском  коллективе трудно сосуществовать с  такими детьми не только из-за силы и  длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением  к самостоятельности, из-за властности и жестокости.

Требования родителей к ребенку  противоречивы: взрослые, не умея справляться  с собственным гневом и проявлением  агрессии (по отношению к детям, коллегам по работе и т.п.), в тоже время требуют от ребенка доброжелательности. Семья принимает ответственность только за положительные результаты развития ребенка, что само по себе является ошибкой.

Многие взрослые (в том числе  и педагоги) упрощенно воспринимают процесс включения ребенка в  мир социальных отношений, понимают детство как возраст беспечности  и беспредельного оптимизма. Такое  восприятие приводит к тому, что  взрослый лишает ребенка права на так называемые негативные эмоции, или виды поведения (гнев, страх, агрессию, избегание и т.п.). В результате вместо того, чтоб обучать ребенка  конструктивным способам выражения  и преодоления переживаемого  негативного состояния, взрослые налагают запреты и ограничения.

Хочется отметить, что, как известно, любое поведение человека мотивировано. Но это не дает оснований для упрощенного  понимания всех возможных причин агрессии как единой, универсальной (например, намерение, желание действовать  агрессивно). Причина характеризует  побуждение, потребности личности, а агрессия это форма поведения  личности [4, с. 94].

В психолого-педагогической науке  выделяют следующие формы агрессивного поведения: физическая, косвенная, вербальная агрессии и негативизм.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая «окольными» путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Вербальная агрессия - выражение  негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через  содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение  может нарастать от пассивного сопротивления  до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [45, с. 28].

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения  другому человеку. Цель агрессии может  быть косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения  другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии. Важно заметить, что физические агрессии почти всегда приводят к объективным  повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые зачастую выступают как болезненные или  оскорбительные, реже влекут за собой  однозначные повреждения, которые  заметны для постороннего наблюдателя.

Таким образом, анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у  них психический дискомфорт (отрицательные  переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Большинство дошкольников обладают повышенной внушаемостью и подражательностью, поэтому они легко и быстро перенимают агрессивные способы самоутверждения.

 

 

 

 

 

1.2. Причины, проявления  агрессивности в дошкольном  возрасте

 

Проблема агрессии во все  времена волновала и по сей  день волнует ученых всего мира.

В нашей стране эту проблему изучали Л.И. Божович, Ю.И. Борисов, Е.И. Гаспарова.

Психологи спорят о природе, причинах, формах выражения и возможностях ее предупреждения и ослабления.

Агрессию определяют и  как своеобразную защитную реакцию  человека на те или иные раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как  неоправданное губительное стремление истязать себе подобных.

Следует подчеркнуть, что  агрессивным считается такое  поведение, когда имеют место  губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы и  правила поведения.

В зависимости от мотивации  различают инструментальную и враждебную агрессию. При инструментальной агрессии человек не ставит своей целью  действовать во вред другому, а поступает  по принципу «так принято» или «так было необходимо действовать» [46, с. 155]. Враждебная агрессия – это та агрессия, которая сознательно осуществляется против кого-либо.

Причины агрессии в дошкольном возрасте:

1. Неудовлетворенное желание ребенка получить игрушку или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать вазу…

2. Частое использование неоправданных строгих запретов, когда взамен того, что требует ребенок, ему ничего не предлагается, кроме категорического «нет».

3. Противоречивость и непоследовательность требований воспитателей.

4. Уступка ребенку после раздражительных запретов.

5. Принуждение его к неинтересной деятельности.

6. Отсутствие индивидуального подхода и учета возрастных и типологических особенностей ребенка, его физическое состояние и динамика развития, слишком раннее высаживание на горшок, обильное насильное кормление, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками (сосание пустышки, пальца, мастурбация).

7. Копирование отрицательных образов поведения взрослых (воспитатели требуют от ребенка сдержанности, а сами проявляют вспыльчивость и агрессивность) [45, с. 120].

Неприятие родителями ребенка  приводит к неприятию им их самих. Малыш неосознанно улавливает отсутствие материнской любви, а так как  она является для него сверхпотребностью  и основой безопасности, начинает испытывать чувство страха, неуверенность  и негативизм по отношению к взрослым, часто перевозбуждается и болеет. Постепенно у него воспитывается  эгоизм, необязательность и агрессия.

Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников