Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Анна оригинал 2.docx

— 182.80 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3 
          Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

1.1. Проблема исследования  агрессивности в работах отечественных  и зарубежных психологов…………………………………………………………6

1.2. Причины, проявления  агрессивности в дошкольном  возрасте…...16

1.3. Особенности  воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23

Выводы по первой главе………………………………………………..29

Глава II. Эмпирическое  исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у  дошкольников

2.1. Организация и методы  исследования……………………………….31

2.2. Анализ результатов  исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37

2.3. Рекомендации по профилактике  негативного влияния экранных  образов на личностное развитие  детей дошкольного возраста…………...46

Выводы по второй главе…………………………………….……………54

Заключение……………………………………………………………….56

Список литературы……………………………………………………….58

Приложение……………………………………………………………….62

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное  человечество вступило,  по   образному  выражению А. Вознесенского, в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство экрана в облике таких уже привычных видеомагнитофонов, телевизоров, компьютеров распространилось не только на сферу бизнеса, политики, экономики, но и вторглось в область сокровенных отношений семьи, веры, т.е. в сферу человеческого духа, претендуя на роль новой философии, новой религии.

По оценкам  экспертов, символом XXI в. станет широкомасштабное телевидение. Возможности этой новейшей технологии, с которой только начинают осваиваться конструкторы, действительно безграничны. Так что нет никакой надежды на то, что наши дети в будущем меньше будут смотреть телевизор. Если еще учесть расширение компьютерных сетей, то становится очевидным, что мы, вероятно, стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей в детской субкультуре.

В настоящее  время почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана (телевизионного, видео и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка.

Педагогические  наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание не только вследствие особых технических эффектов (таких, как эффект Кулешова и пр.), но и в силу повышенной возрастной сензитивности, обусловливающей эффективность формирования социальных установок и мотивацию поведения ребенка.

Ценностные  установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко  явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

А. Бандура  убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как  и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается  в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий  этих действий. Наблюдение показало, что дети, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.

Сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации экранных образов на психику человека, особенно детей дошкольного возраста, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры. 

Проблемой агрессивного поведения  занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А. Люблинская, А. А  Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон  и другие исследователи, которые  считают, что агрессивность детей  вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в  подростковом возрасте.

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников.

Объект исследования: развитие агрессивности дошкольников.

Предмет исследования: влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников.

Гипотеза исследования: экранные образы оказывают значительное влияние на развитие агрессивности у дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
  2. Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном  возрасте.
  3. Рассмотреть особенности  воздействия экранных образов на детское сознание.
  4. Провести эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у  дошкольников.
  5. Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.
  6. Разработать рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие  детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тестирование, анкетирование, эксперимент.

Методики исследования:

1. Анкета влияния теле- видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное благополучие детей.

  1. Методика «Робинзон» (кто автор!).

3. Методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П..

Эмпирическая база исследования: дошкольники старшей группы МДОУ № 31 г. Челябинска  в количестве 26 человек.

Структура квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитие агрессивности дошкольников

 

1.1. Проблема исследования  агрессивности в работах отечественных  и зарубежных психологов

 

Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности  имеет особое значение, поскольку  от ответа на него зависит выбор  способов гуманизации общества посредством  воспитательных воздействий.

Существует три основных подхода  в объяснении природы агрессивности.

Первый объединяет теории, в которых  агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека.

В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.

Третий составляют концепцию, рассматривающую  агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

Основоположником первого подхода - психоэнергетическая модель - является З. Фрейд. Вот уже более ста лет его теория является предметом больших споров, благодаря этому агрессия и агрессивность превратились из темы рассуждений в объект научного анализа. З. Фрейд считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти [44, c. 61].

Либидо рассматривается как  стремление, связанное с потребностью любить, заботиться, иметь близость с кем-то. Второй несет в себе энергию  разрушения, приводить все живое  в состояние безжизненности. Это  злоба, ненависть.

Взгляды З. Фрейда разделялись и    другими    учеными. Например, К. Лоренц, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс привели к замедлению тормозных механизмов агрессии, что влечет к периодическому внешнему выражению агрессии, чтобы не произошла вспышка неконтролируемого поведения (принцип парового котла).

Однако большинство психологов не разделяют такого взгляда на человеческое поведение. Во-первых, ими не отрицается, что агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические  корни, но осуждается ограниченность представлений  о природе человека как о чем-то неизменном.

Во-вторых, является ли агрессия инстинктом, или же она поставляет энергию, позволяющую  «Я» эффективно использовать принцип реальности, преодолев препятствия на пути к удовлетворению влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе, и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты.

Агрессия - является механизмом, благодаря  которому эти инстинктивные тенденции  направляются на другой объект, и в  первую очередь на людей с целью  их покорения или завоевания [44, c. 67].

Далее многие психоаналитики отошли от фрейдовских всех агрессивности  и стали рассматривать и биологическую, и социальную сторону агрессивности. Например, по А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим деятельность.

Универсальным свойством живой  материи А. Адлер считает соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству.

Более того по А. Адлеру, всякая агрессия (ответная) является реакцией человека (сознательная и бессознательная) на принуждение, т.к. каждый человек хочет ощущать себя субъектом, а не объектом [34, с .7].

Э. Фромм выделил два различных вида агрессии. Это оборонительная – «доброкачественная», служит для выживания человека и затухает при исчезновении угрозы жизни; и «злокачественная» агрессия - жестокость, которая свойственна только человеку и определяется различными психологическими и социальными факторами.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) - это противовес теории влечений: здесь агрессивное поведение  рассматривается как ситуативный  процесс, а не эволюционный. Основоположником является Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствия на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Эта теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой  агрессию. Отсюда идет схема «фрустрация – агрессия», которая базируется на четырех понятиях: агрессивность, фрустрация, торможение и замещение.

Агрессия - намерение навредить  другому своими действиями, как «акт целенаправленный».

Фрустрация - возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Ее величина зависит от силы мотивации, значительности препятствий и количества целенаправленных действия (попыток).

Например, родитель - аккуратист приучает своего ребенка к чистоте, но это  ни к чему не приводит, кроме состояния  фрустрации у родителя, что ведет  к выговору и наказанию ребенка.

Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых  отрицательных последствий (прямо  пропорционально силе ожидаемого наказания). Например, если ребенок получил плохую отметку в школе, то по внешней  активности и настроению ребенка  родитель это определит, т.к. ребенка  ждет наказание. Что в свою очередь  может вызвать дополнительную фрустрацию от ребенка.

Замещение - это стремление участвовать  в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а  не истинного источника фрустрации. Например, оскорбленный родителями старший брат бьет младшего невинного [34, c. 11].

Одна из идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса  «очищение эмоций» - это процесс очищения от накопившихся эмоций, который приводит к снижению уровня напряжения, что ведет к облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

Эта теория так же получила замечания  в свой адрес. Критика пришлась на схему «фрустрация – агрессия». Было замечено, что люди могут испытывать фрустрацию, но не ведут себя агрессивно, и наоборот [34, с. 12].

Однако Л. Берковиц высказал свое мнение. Во-первых, он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникшие в результате фрустрации - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрационный раздражитель.

Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является реакцией на фрустрацию и может подавляться.

Он ввел три поправки в схему  «фрустрация – агрессия»:

а) фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но она  стимулирует готовность к ним;

б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

в) выход из фрустрационной ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним [50, c. 127].

С. Розенцвейг выделил три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишение - отсутствие необходимых  средств для достижения цели  или удовлетворение потребности.  Например, человек хочет есть, а  еды нет.

2) потери - утрата предметов или  объектов, ранее удовлетворяющие  потребности. Например, смерть близкого.

Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников