Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Анна оригинал 2.docx

— 182.80 Кб (Скачать)

Источником является не только отсутствие любви со стороны родителей, но и «телевизор». Из мультфильмов и  передач дети черпают знания об агрессивных  способах поведения. Агрессия телевизионных  персонажей часто вознаграждается, а герои бывают столь же агрессивными, как настоящие преступники.

При нормальном развитии общения для  детей первого полугодия жизни  характерна потребность во внимании и доброжелательности взрослого. У  младенцев она реализуется в  стремлении к физическому контакту с взрослыми, к ласке и доброму  отношению.

Для детей дошкольного возраста свойственны более сложные формы  потребности в общении (потребность  в сотрудничестве, уважении, сопереживании) [48, с. 181].

Дети из детского сада активно обращаются к сверстникам по самым разным поводам. При сильном эмоциональном  возбуждении они всегда устремляются именно к другим детям, а не к взрослым. Взаимодействие детей очень свободное  и раскованное. Любопытство, восторг, радость дети не могут переживать в одиночку, они непременно вовлекают сверстников в свои переживания.

Это может свидетельствовать о  тесной связи двух сфер общения: недостаток общения с взрослым приводит к  обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка  с взрослым во многом определяет характер его контактов с другими детьми.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться  в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с  психологом такие дети говорят о  том, что чувствуют себя в семье  одинокими, никчемными, ненужными, о  плохом отношении с одним или  обоими родителями, отсутствии поддержки  и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Психологическая  коррекция должна носить системный  характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности  ребенка. Для устойчивого результата необходима работа психолога с родителем, а так же помощь родителям в  установлении эмоционального контакта с ребенком. 

Общение ребенка с родителем  имеет большое значение. Возможность  высказать наболевшее – первый шаг  к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему  требуется помощь. Агрессивность  – это, прежде всего, способ выражения  своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают  из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства  нужности другому человеку. 

Поэтому если что-то случилось в  семье ребенка, он охотно поделится  своими переживаниями со сверстниками, а не с взрослыми.

В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний [2, с. 215].

В общем, дошкольный период достаточно опасен для развития и  закрепления агрессивности. Именно в это время ребёнок обретает определённый статус среди сверстников  и взрослых, который, скорее всего, сохранится на протяжении всей младшей и средней  школы. И если о ком-либо у них  сформируется негативное мнение, то поменять его будет очень сложно: ребёнка  будут дразнить, обижать. Несоответствие желаемого положения ребёнка  в классе его реальному положению  обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет  проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, - а у другого она может быть направлена внутрь, на самого себя, и  будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни).

Так, Е. Калягина изучала  особенности взаимодействия со сверстниками популярных и непопулярных в своей  группе дошкольников [45, с. 39]. Было обнаружено, что для популярных детей наиболее распространённым вариантом поведения являлось бесконфликтное решение проблемы в связи с просьбой сверстника поделиться чем-то. Причём, это не было просто уходом от ситуации, а скорее, попыткой самостоятельного её разрешения, без обвинительных и агрессивных реакций в адрес сверстников.

В противоположность этому  у непопулярных детей самым распространённым способом поведения в ответ на просьбу «поделиться имуществом» была прямая или косвенная агрессия.

Кроме того, дети в этом возрасте начинают пытаться решать проблемы в «своем кругу» не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. В будущем формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место.

Важность этого периода  в формировании агрессии ребёнка  подтверждается исследованиями: зафиксирована  зависимость между агрессией  в 7 лет и совершёнными преступными  агрессивными действиями в 30-летнем возрасте. Поэтому не следует использовать жестокие физические наказания в  семье.

Постоянный контроль родителей  также может раздражать ребёнка. Он будет испытывать гнев, и выражать его активно (капризы, постоянное отвлечение на другие дела, грубость) или пассивно (подавленность, повышенная медлительность, забывчивость). Если для дошкольника  значение взрослого очень велико, за ним основные оценки, и ему  принадлежит последнее слово, то с началом школьной жизни всё  меняется. Ребёнок сталкивается с  тем, что его понятия о справедливости могут расходиться с понятиями  взрослых, и всё более значимую роль в оценках поступков, решений  начинает играть мнение сверстников [3, с. 106].

Из всего сказанного вовсе не следует, что родители уходят из числа значимых для ребёнка  людей. Он ещё не умеет решать многие проблемы, с которыми сталкивается каждый день, и родитель очень необходим, важно его мнение, поддержка.

Агрессивность дошкольников зависит от целого ряда факторов - культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его  поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые  существуют в семье, конфликты, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности  ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).

Данное утверждение  подтверждает следующий факт. На формирование агрессивности человека влияют 4 момента:

- негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие).

Особенно влияет отсутствие матери на мальчиков. Дети становятся замкнутыми, очень тревожными, безынициативными, готовы подчиняться всем и каждому. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных  детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности  в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность  какой-то эмоциональной разрядки и  заставляет мать или других близких  обратить на него внимание. Если в семье, особенно со стороны матери, ребёнку  недостаёт любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные  способы, чтобы компенсировать это [48, с. 190].

- терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения).

Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок  вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении  в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять  другие формы вербальной, экспрессивной  и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение  сначала формируется дома, затем  оно переносится в общественную среду - детский сад, школу, двор. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает  в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и  всем окружающим. В характере уже  выросшего существа обязательно  будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

В одном эксперименте изучалось  агрессивное поведение детей  в связи с особенностями стратегий  родительского наказания. Особенности  и строгость наказания измерялись по ответам родителей на 24 вопроса  о том, как они обычно реагируют  на агрессивное поведение своего ребёнка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы  вести себя по-другому и поощрение  за изменение поведения.

Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное  порицание, выговоры, брань.

К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатылки.

В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые  подвергались со стороны родителей  строгим наказаниям, проявляли в  поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками  как агрессивные. Дети из таких семей, не видя ласки, сочувствия, сопереживания  к себе, не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной  личности [48, с. 194].

- индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь одна четверть от перечисленного относится к врождённым особенностям, а три четверти - к  социальному окружению ребёнка, в котором основная роль отводится  матери [48, с. 196].

Между тем, управляемые  механизмы психологической защиты у детей еще не сформированы, поэтому  обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности  перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка  чувство тревоги и страха. У  него вырабатывается комплекс вины, который  затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение  родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах  это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение  родителей и лишиться из-за этого  их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики  человека, и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

Чаще всего причины кроются  в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок  воспринимается как нежеланный ещё  до рождения. Возможны ситуации, когда  такая нежелательность проявляется  позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает  чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому  нередко подобное поведение –  это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»

Другой причиной агрессивности  является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как  защита в ситуации давления, ограничения  желаний, унижения личности. Прямые запреты  без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу и применят устную и физическую агрессию.

В качестве причины агрессивности  может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и  неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.

Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и  тревожностью, стимулирует дошкольника  на то, чтобы избавиться от этого  неприятного состояния путём  ощущения силы «Я», приобретения уверенности  и снятия тревожности пусть и  на короткий срок. Сделать это можно  за счёт агрессивности, выложившись  в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.

Агрессивность поведения может  побуждаться и трудностями в  общении со сверстниками в сочетании  с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных  сферах. Известно, что ребёнок развивается  нормально, когда ему обеспечен  успех и признание в группе [30]. В противном случае возникает  внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание  добиваться успеха и признания в  группе негативными способами, т.е. через агрессию.

Наконец, агрессивное поведение  может проявляться ситуативно в  результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.

Итак, агрессивное поведение ребёнка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Семья должна создать «минимальные условия» эффективной социализации.

Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников