Развитие внимания детей на физкультурных занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и

формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗ ЗАНЯТИЯХ.docx

— 353.39 Кб (Скачать)

       Дети  способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

       Произвольность  познавательных процессов возникает  на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и  высокой мотивации.

       Таким образом, в исследовании нашла свое подтверждение гипотеза исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если: применять дополнительную разметку спортивного зала, применять специальные задания и игры на внимание. 
 
 
 

Заключение

       Психическая деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

       По  своему происхождению и способам осуществления выделяют обычно два  вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание называют также  пассивным, вынужденным, так как  оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком  целей. Деятельность захватывает в  этих случаях человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности  и неожиданности.

       В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с  волей человека и выработалось в  результате трудовых усилий, поэтому  его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем  это решение, сознательно направляя  наше внимание даже на то, что нам  неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

       Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности  этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним  относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

       Устойчивость  – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

       Концентрация  внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами, – тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

       Под распределением внимания понимают субъективно  переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет  совершать сразу несколько действий.

       Многие  психологи считают, что распределение  внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного объекта  на другой. В целом переключаемость  внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

       Следующее свойство внимания – это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

       Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

         Рассеянностью внимания называется  неспособность человека сосредоточиться  на чем-либо определенном в  течение длительного времени.  Встречаются два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Мнимая рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений.

       Старшие дошкольники могут удерживать свое внимание на решении самых разнообразных  и даже не очень привлекательных  и интересных задач. Возрастает устойчивость внимания – ребенок активно и  продуктивно занимается одним и  тем же делом в течение 10–15 минут, реже отвлекается.

       В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольное внимание. Решающим средством организации этого вида внимания, согласно представлениям большинства отечественных психологов, выступает речь. Запоминая словесные инструкции взрослых, интериоризируя их указания относительно того, на что следует обратить внимание, заранее ставя перед собой задачу, не упустить что-то важное, планируя свои действия и проговаривая их последовательность, а затем, контролируя соответствие ожидаемых результатов реальным, в деятельности и общении, ребенок овладевает произвольным вниманием.

       Важное  свойство внимания – его объем, определяемый количеством объектов, которые человек  способен воспринять, охватить при  одномоментном предъявлении. Здесь  также прогресс очевиден. Ребенок 6–7 лет может одновременно воспринять не один объект, как это было в 3–4 года, а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией.

       На  физкультурных занятиях следует использовать все типы внимания старшего дошкольника. Если на занятии преобладает произвольное внимание детей, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести старших дошкольников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход физкультурного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

       Следовательно, только умелое чередование активизации  произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий  уровень продуктивности занятий  физической культурой.

       Таким образом, в результате исследования выдвигаемая гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Академия, 2009. – 159 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 496 с.
  3. Анашкина Л.П. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях / Л.П. Анашкина. – СПб.: Питер, 2008. – 45 с.
  4. Беляева Л.И. Учет психологических закономерностей и свойств внимания / Л.И. Беляева. – М.: Знание, 2007. – 205 с.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2008. – 359 с.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 561 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Люкс, 2005. – 671 с.
  8. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 262 с.
  9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
  10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебник для вузов / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 217 с.
  11. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 68 – 80.
  12. Еникеев М.И. Общая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Юриспруденция, 2006. – 560 с.
  13. Канеман Д. Внимание и усилие / Под ред. А.Н. Гусева. – М.: Проспект, 2007. – 213 с.
  14. Карпов А.В. Общая психология: Учебник для вузов / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2007. – 232 с.
  15. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для вузов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Прсвещение, 2006. – 271 с.
  16. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий / И.М. Коровина. – М.: Алгоритм, 2007. – 29 с.
  17. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений / Г.П. Лескова. – М.: Кнорус, 2007. – 27 с.
  18. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М.: Алгоритм, 2007. – 539 с.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов педагогических вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 482 с.
  20. Набатникова Л.П. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания / Л.П. Набатникова //Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – С. 36 – 38.
  21. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 695 с.
  22. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 654 с.
  23. Общая психодиагностика: Учебник / Под ред. А.А. Бодалёва. –  СПб.: Питер, 2009. – 342 с.
  24. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 104 с.
  25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с.
  26. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-пресс, 2008. – 516 с.
  27. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо. – М.: Проспект, 2007. – 194 с.
  28. Рунова М.А. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / М.А. Рунова. – М.: Флинта, 2008. – 95 с.
  29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах Т. 1. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе,            М.Ф. Шабаевой. – М.: Педагогика», 2007. – 679 с.
  30. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Владос, 2006. – 231 с.
  31. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2009. – 160 с.

Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях