Развитие внимания детей на физкультурных занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и

формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗ ЗАНЯТИЯХ.docx

— 353.39 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

1.1.  Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6

1.2. Особенности внимания в старшем  дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников  на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2.     Опытно-экспериментальная  работа по исследованию и

формированию  внимания старших дошкольников на физкультурных  занятиях

2.1. Диагностика  сформированности внимания……………………………….22

2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей  работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список  использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Актуальность  выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

       Наличие хорошо развитого уровня внимания в  деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

       Вопрос  о генезисе и развитии произвольного  внимания в детском возрасте был поставлен еще Л.С. Выготским, в его работах выяснялась роль общественно-исторических условии в происхождении произвольного внимания у человека. В систематических исследованиях Н.Ф. Добрынина внимание – согласно принципу значимости трактуется как проявление активности личности.

       О значении внимания как необходимой предпосылки успешности деятельности писали в своих трудах Н.Д. Левито, А.А. Смирнов, Б.Ф. Ломов.

       Внимание  детей старшего дошкольного возраста обладает рядом специфических особенностей. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно только благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

       Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности, в том числе на физкультурных занятиях. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

       Развитие  внимания проходит эффективнее, если объем  и продолжительность выполняемой  работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

       Особую  роль играет положительное отношение  детей к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к заданию, к физкультурным занятиям в целом.

       Анализ  литературы показывает, что тема особенностей исследования внимания на достаточно высоком уровне разработана в научной литературе.

       Данное  исследование базируется на современных  психологических исследованиях  и трудах таких учёных как Беляева Л.И., Бодалев А.А., Веккер Л.М., Вилюнас В.К., Дарвиш О.Б., Канеман Д., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Мухина В.С., Немов Р.С. и другие.

       Цель  исследования: изучить основные особенности внимания детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

       Задачи  исследования:

  1. дать понятие процесса внимания и описать его свойства и виды;
  2. охарактеризовать особенности внимания в старшем дошкольном возрасте;
  3. описать развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях;
  4. провести диагностику сформированности внимания группы старших дошкольников;
  5. разработать и провести формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях;
  6. описать результаты проведения коррекционно-развивающей работы.

     Гипотеза  исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если: применять дополнительную разметку спортивного зала, применять специальные задания и игры на внимание.

       Объект  исследования: особенности внимания старших дошкольников.

       Предмет исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

       База  исследования: МДОУ детский сад № 126 г. Тулы.

       Методы  исследования: анализ, синтез, сравнение, формирующий эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.     Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях 

       1.1.  Явление и определение  внимания, виды внимания

       В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных  раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предметов  и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес  и соответствуют его жизненным  планам, его потребностям. Также  любая деятельность человека подразумевает  выделение объекта и сосредоточенность  на этом объекте.

       Внимание  — это направленность и сосредоточенность  сознания на определенных объектах или  определенной деятельности при отвлечении от всего остального [13, с. 137]. Избирательность внимания проявляется в выделении определенного объекта из массы других объектов. Одновременно внимание к одному предмету подразумевает невнимание к другому. Также внимание определяют как психический процесс, который является не самостоятельной формой отражения, а организацией различных форм отражения.

       Первоначальной  формой внимания является ориентировочный  рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание как психический процесс  сильно отличается от восприятия, запоминания, мышления, воображения [25, с.48]. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

       В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, выделяют внимание внешнее и внутреннее. К внешнему вниманию относится внимание, которое направлено на окружающие человека предметы и явления. Внимание, которое направлено на собственные мысли, чувства и переживания человека, называют внутренним вниманием. Но данное деление в большей степени условно, так как во многих случаях человек сосредоточенно мыслит именно в связи с восприятием определенного предмета или явления, старясь понять его и проникнуть в его сущность.

       Внимание  часто имеет внешнее выражение, которое проявляется в ряде активных движений. Приспособительные движения помогают лучше воспринимать объект. К таким движениям относятся  специфические позы, человек часто  всматривается, вслушивается. Лишние движения прекращаются или задерживаются, дыхание  заметно замедляется. При особо  сосредоточенном внутреннем внимании человек может застыть в неподвижной  позе, взгляд при этом устремлен  вдаль или кажется отсутствующим, благодаря этому окружающие не отвлекают  его.

       Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью. Для исследования внимания разработано множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема внимания (Д. Кеттел, В. Вундт); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости внимания (первый вариант предложил в 1895 г. французский психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения внимания; методики селективного (дихотического) слушания Р. Черри), селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струпа и т. д. [23, с.164].

       Распределение внимания изучается в экспериментах, где к выполнению одной задачи добавляют выполнение другой. Об успешном распределении говорят, если дополнительная задача не ухудшает выполнения основной. Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?». Вполне понятный интерес к распределению внимания проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию внимания многочисленными работами по бдительности и помехоустойчивости операторов. [21, с.270]. 

       Наряду с  произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму — ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С последним, однако, не следует пугать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности. В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить В. на компоненты. Например, установлено, что независимо от движений глаз фокус внимания может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град, в секунду. Изучение дефектов внимания у пациентов с рассеченными полушариями мозга показывает, что мозолистое тело является важной частью системы, ответственной за внимание, и что левое полушарие связано с селективным вниманием, а правое — с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии внимания.

       В последние десятилетия когнитивная  психология интенсивно разрабатывала  и проверяла разнообразные объяснительные модели внимания (Модель делителя, Модель с фильтрацией), которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли внимания в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: «Без В. для духа ничего нет… внимание образует поэтому начало образования» [25, с.48].

       Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образований. Подкорковые образования в данном случае выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Подкорковые образования также играют роль фильтров, которые облегчают проведение значимых раздражителей и одновременно блокируют проведение незначимых воздействий.

       Явление оптимального очага возбуждения, которое было     открыто И.П. Павловым, и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты, которое было открыто А. А. Ухтомским, играют важную роль в динамике внимания [27, с.26]. В результате исследований было выяснено, что оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, а также наиболее благоприятен в данных условиях жизнедеятельности организма. В соответствии с законом отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры головного мозга. Следует отметить, что оптимальный очаг возбуждения динамичен, изменение природы раздражителя, а также длительное его действие на определенные участки коры головного мозга приводят к перемещению очага возбуждения в другие участки. Этот процесс лежит в основе закона последовательной индукции. В отличие от подвижного оптимального очага доминанта обладает повышенной устойчивостью.

Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях