Развитие внимания детей на физкультурных занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внимание является очевидным фактом всей психической жизни и одной из важнейших проблем психологических исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение – обслуживать психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания детей занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

1.1. Явление и определение внимания, виды внимания…………………..…...6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте…………….....10
1.3. Развитие внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и

формированию внимания старших дошкольников на физкультурных занятиях

2.1. Диагностика сформированности внимания……………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях……….………………….35
2.3. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы…………...40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………….......55
Приложения……………………………………………………...………………58

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗ ЗАНЯТИЯХ.docx

— 353.39 Кб (Скачать)

       Существуют  различные виды внимания. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Другими словами, различают волевое  и не волевое внимание. Внимание, которое возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает в результате внешних причин, к которым относятся особенности раздражителей, действующих на человека.

       Произвольным, или преднамеренным, вниманием называется внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной человеком  цели. Данное внимание требует определенных волевых усилий от человека. При  этом участок с оптимальной возбудимостью  поддерживается сигналами, которые  идут от второй сигнальной системы. Указания со стороны и собственное намерение  в виде внутренней речи обеспечивают возможность произвольного внимания. Произвольное внимание играет огромную роль в жизни человека. Ученые, кроме произвольного и непроизвольного внимания, выделяют вид послепроизвольного внимания. Послепроизвольным внимание называется вследствие того, что оно возникает на основе и после произвольного внимания. 

       1.2. Особенности внимания  в старшем дошкольном  возрасте

       Характеристика  познавательных, эмоциональных, волевых  процессов шестилетнего ребенка  будет неполной, если мы не остановимся  на внимании. Хотя внимание не считают  особым психическим процессом, зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу сознания. К.Д. Ушинский очень верно заметил, что внимание это дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира [29, с. 101]. Внимание — это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость [12, с. 456].

       Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется  в определенных конкретных психических  процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, пытается прочитать  слово в «Букваре» или увлеченно рисует, играет.

       Внимание  может быть направлено на объекты  внешнего мира или на собственную  внутреннюю жизнь. Оно не только создает  наилучшие условия для психической  деятельности как взрослого, так  и ребенка, но и несет «сторожевую  службу», помогая своевременно реагировать  на различные изменения в окружающей среде и в самом себе, собственном  организме.

       Известный советский психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной дели, преобладает у ребенка старшего [11, с. 75].

       Однако  к концу дошкольного периода  появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с  сознательно поставленной целью, с  волевым усилием. Его возникновение  — важное новообразование в психике  ребенка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребенка и  взрослого. Первый, кто обратил внимание на это, был советский психолог Л.С. Выготский. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6—7 лет.

       Л.С. Выготский на примере опыта с детьми описал, как это происходит, В игре детям предлагалось угадать, в каких чашках, стоящих перед ними, находились орехи. Чашки были одинаковые по размеру, форме, все закрыты картонками, одни из которых были темно-серого цвета, другие — светло-серого. Орехи же были только в чашках с темно-серыми крышками. По условиям игры, если ребенок угадывал чашку с орехом, то он брал орехи себе, ну а если ошибался, то платил «штраф» [7, с.276].

       Как угадать, где орехи? Ребенок решал  эту задачу вначале путем проб и ошибок, он не замечал, что орехи  попадаются только в чашках с темно-серыми крышками. Опыт повторялся более 45 раз, а успех не достигался. Естественно, ребенок огорчался, расстраивался («Я больше не буду с тобой играть»). Когда его удавалось немного успокоить, его спрашивали о причинах выбора, Он отвечал примерно так: «Мне кажется, орех переходит из чашки в чашку». Тогда взрослый закладывал орех в чашку на глазах у ребенка и указательным пальцем указывал ему на более темную бумажку крышки. Другим, следующим движением пальца он указывал на другую, более светлую серую крышку, которой была закрыта пустая чашка. Оказалось, что этого указательного жеста уже было достаточно, чтобы привлечь внимание ребенка к нужному признаку, чтобы тот выделил его и руководствовался в дальнейшем в своих действиях («Ага, здесь темно-серая, где темнее — там орех»).

       Однако  указательный жест как средство организации  произвольного внимания играет в  его развитии лишь вспомогательную  роль. Здесь является решающим фактором речь. Причем с возрастом ее роль в организации внимания детей увеличивается. Так, например, выполняя задание по инструкции взрослого, дети 6—7 лет проговаривают ее в 10—12 раз чаще, нежели дети 3—4 лет. Вначале, на более ранних этапах, взрослый организует при помощи словесных инструкций внимание ребенка на предстоящей деятельности, а затем он сам использует приемы, применяемые ранее взрослым, для организации своего внимания. Это предварительная группировка дидактического материала, планирование своих действий вслух, громкое проговаривание инструкции взрослого и т.д.

       Включение ребенка старшего дошкольного возраста в сложные виды игровой деятельности, выполнение элементарных трудовых заданий и, конечно, переход к учению требуют, чтобы ребенок считался с правилами.

       Уровень развития произвольного внимания характеризует  не только направленность интересов  человека, но т и его личностные, волевые качества. Ведь если непроизвольным вниманием, гак сказать, «командуют», распоряжаются внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность — будь это взрослый или ребенок. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Однако «заставить себя» ребенку не всегда легко. Здесь сказывается многое, в том числе и внешние условия. Ребенку нелегко заставить себя быть внимательным в непривычной для него обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Таким раздражителем, кстати, может быть и яркий, броский наряд педагога, многоцветный, красочный раздаточный материал для занятия. Детям лучше работается, когда сильные раздражители устранены, рабочее место их подготовлено и на нем нет ничего лишнего.

       Основные  виды внимания ребенка — непроизвольное и произвольное — тесно взаимосвязаны  и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать  из конструктора самолет. Вначале ему  трудно сосредоточиться на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, ему нет надобности заставлять себя. Произвольное внимание перешло в  непроизвольное. По происхождению и  по сохранившейся сознательной цели возникшее состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно  не утомляет (это так важно для  каждого, а для ребенка — особенно), — непроизвольное внимание. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения.

       Этот  вид внимания, названный послепроизвольным, имеет очень большое значение для обучения детей старшего дошкольного возраста. Зная условия и возможности перерастания произвольного внимания в послепроизвольное, педагог должен стремиться сложное и малоинтересное для своих воспитанников задание сделать занимательным и интересным.

       Итак, у старшего дошкольника есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Педагогу важно использовать ценные качества каждого из них.

       Старшие дошкольники обладают всеми видами внимания, однако нельзя сказать, что  их качества одинаково хорошо развиты.

       Нельзя  на отметить, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего к старшему дошкольному возрасту. В исследовании Т.В. Петуховой детям давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета. Отмечались длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети 5,5—6,5 лет не только более длительное время (примерно в 4 раза) могут заниматься малоинтересным для них делом, но и гораздо реже (почти в 5 раз) отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5—3,5 лет. Увеличивается в 6 лет и продолжительность детских игр [10, с. 161].

       Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений. Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. Так, у сдержанных, уравновешенных детей она в 1,5—2 раза выше, нежели у возбудимых [20, с. 38].

       Но, несмотря на то что к 6 – 7 годам устойчивость внимания увеличивается, все же она развита еще слабо. Учителя, работающие с детьми шестилетнего возраста (особенно в начале учебного года), чаще всего жалуются именно на отсутствие или недостаточное развитие сосредоточенности, устойчивости внимания детей.

       Важное  свойство внимания — его объем, измеряемый количеством объектов, которые человек  способен воспринять, охватить при  их одномоментном предъявлении. Ребенок 6 – 7 лет уже может одновременно воспринимать не один предмет (как это было в 4—5 лет), а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией.

       К старшему дошкольному возрасту не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание шестилеток. Если в 3—4 года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетием возрасте внимание ребенка часто привлекают внешне ничем не привлекательные объекты. Внимание детей на занятиях все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые привлекали его раньше, шестилетний ребенок замечает и больше, и иное, чем раньше. Его внимание все больше привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребенок уже замечает детали.

       Слабо развиты у детей старшего дошкольного возраста такие свойства внимания, как распределение и переключение. Педагогам хорошо известна отвлекаемость шестилетних детей от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, неважном. Причины рассеянности могут быть самыми разными. Причиной подлинной рассеянности могут быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки (например, появление аденоидов), затрудняющие поступление воздуха в легкие, а следовательно, обедняющие кислородное питание мозга. В этих случаях следует посоветовать родителям обратиться с ребенком к врачу. Его советы могут возвратить ребенку работоспособность. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения. Причиной рассеянности детей может явиться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, отсутствие, слабое развитие переключаемое внимания. Так, изобилие ярких переживаний, полученных ребенком в воскресные дни (представление в клубе, театральный спектакль, гости, остросюжетный фильм и т. п.), не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в понедельник и другие дни. Разбросанность интересов (которой, кстати, порой способствуют и сами взрослые) также может привести к рассеянности. Неправильное воспитание ребенка в семье (отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе, освобождение его от всех обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей) также может быть причиной подлинной рассеянности. В рассеянности ребенка порой повинен и педагог, когда он проводит занятия с детьми неинтересно, неувлекательно, монотонно. Ребенку становится скучно, и он стремится искать увлекательные занятия на стороне.

       Важным  средством, предотвращающим рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми. III.А. Амонашвили пишет: «Проводи уроки по строгим традиционным правилам — «Сидите смирно! Держите руки за спиной! Не шевелитесь! Слушайте меня!» и т. д. и т. п. — и дети сразу начнут скучать, зевать. Задавай им занятия со всей строгостью и серьезностью, так сказать, в чисто дидактическом духе — и детям скоро надоест учиться. Пытался я проводить, ради опыта, такие уроки по принципу «передачи и усвоения», и мне показалось, что на них дети как будто отделялись от меня. Скучно было на этих уроках, как будто я допрашивал их, заставлял их выдать мне какую-то важную тайну, а они не доверяли мне» [2, с. 57].

       Живая, эмоциональная, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и  уважением к ребенку, шуткой и  юмором, не может оставить безразличным шестилетнего ученика, не пробудить  его внимания.

Информация о работе Развитие внимания детей на физкультурных занятиях