Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

Примером может служить  налог на прибыль.

3) у источник

Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространён в нашей стране.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Попытки унифицировать  налоги, уменьшить количество их видов  пока не имели успеха. Возможно, это  происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения [12, с. 54].

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика  так, что он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твёрдых налоговых  ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного  налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные и местные.

Если рассматривать режимы налогообложения в Республике Беларусь, то существует две упрощенные системы  налогообложения (без выделения  НДС и с выделением НДС) и общий  порядок исчисления налогов. Первые две системы налогообложения  применимы для малого бизнеса.

Таким образом, в соответствии с общей системой налогообложения как правило предприятие уплачивает следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

- налог на добавленную  стоимость - НДС, ставка 20% от оборота  по реализации товаров, работ  или услуг (срок уплаты 22 число  месяца, следующего за отчетным  кварталом);

- сбор в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции  (в 2010 году отменен);

- налог на прибыль,  ставка 24% налогооблагаемой прибыли  (срок уплаты 22 число месяца, следующего  за отчетным кварталом);

- сбор на развитие территорий, ставка 3% от прибыли, остающейся  в распоряжении организации после  уплаты налога на прибыль (срок  уплаты 22 число месяца, следующего  за отчетным кварталом);

- страховые взносы на  обязательное социальное страхование  наёмных работников, отчисления  в ФСЗН по ставке 34% от фонда  оплаты труда;

- обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;

- налог на недвижимость (ставка налога 2%, срок уплаты 22 января, 22 апреля, 22 июля, 22 октября).

Упрощённая система налогообложения - это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Перейти на применение упрощенной системы уплаты налогов вправе при  одновременном соблюдении критериев  средней численности работников и валовой выручки в течение  первых девяти месяцев года, предшествующего  году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2861 млн. рублей (т.е. выручка около $1 000 000 в год)

Объектом налогообложения  признается осуществление предпринимательской  деятельности.

Налоговой базой признается валовая выручка, (сумма выручки, полученной за отчетный период организациями  и индивидуальными предпринимателями  от реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав, и доходов от внереализационных операций).

В налоговую базу не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг) для организаций  и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения и уплачивающих НДС.

Организации с численностью работников в среднем за период с  начала года по отчетный период включительно, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка  которых не превышает 1090 млн. рублей в год, осуществляющие розничную  торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой  доход, рассчитываемый в виде разницы  между валовой выручкой, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Ставка налога при упрощенной системе налогообложения:

· 6 % - для организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную  стоимость;

· 15 % - для организаций  и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой  базы валовой доход.

По упрощенной системе  также уплачивают:

таможенные и государственные  пошлины;

оффшорный сбор;

гербовый сбор;

налог на приобретение автомобильных  транспортных средств.

обязательные страховые  взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты;

налог на добавленную стоимость

Льготы и преимущества

Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, арендной платы  за земельные участки, находящиеся  в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской  и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

8% без НДС

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090 млн. рублей, вправе не уплачивать НДС. Для таких организаций ставка налога составляет 8 %.

Сельская местность

Если организация и  индивидуальный предприниматель находится  в сельских населенных пунктах и  населенных пунктах, перечисленных  в приложении к настоящему Положению, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), ставка налога при  упрощенной системе устанавливается:

· 5 процентов - для организаций  и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС

· 3 процента - для организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом является:

· календарный месяц - для  организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  с уплатой НДС 

· календарный квартал - для  организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  без уплаты НДС

Сумма налога

Сумма налога при "упрощенке" определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые  органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Основными направлениями  совершенствования действующей  системы налогообложения в Республике Беларусь являются:

- выравнивание налогового  бремени между субъектами хозяйствования  различных форм собственности  и отраслей;

- упорядочение системы  налоговых льгот и инструментов  налогового регулирования по  созданию благоприятной инвестиционной  среды;

- унификация налогового  законодательства республики, приведение  её в соответствие с общепринятыми  в мировой практике принципами  построения;

- совершенствование структуры  налогов с ориентацией на значительное  повышение роли прямого подоходного  налогообложения, а также сокращение  количества налогов за счёт  отмены малоэффективных сборов  и отчислений во внебюджетные  фонды, объединения налогов, имеющих  сходную налоговую базу;

- существенная модернизации методов расчёта, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;

- упрощение налоговой  системы таким образом, чтобы  не допустить искажающего воздействия  налогов на экономику и обеспечить  достаточные поступления в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так мы рассмотрели налоги, их принципы и виды. Теперь можно подвести выводы.

Заключая работу, еще раз  очертим тот круг методологических проблем, без решения которых  невозможно сколько-нибудь существенно  продвинуть систему российского  налогообложения к международным  стандартам, постепенно реализующим  «золотые правила» организации податных прав и обязанностей плательщиков и  контролирующих фискальных органов.

Следует всегда помнить, что  изменение состава и высоты налогов  вследствие проведения налоговой реформы  может самым причудливым образом  сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными  целями и полученными конечными результатами.

Увеличение вычетов в  пользу государства из дохода предприятий  вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием  заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией  труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией  на других частях издержек на выпуск продукции.

Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальной  налоговой реформы может самым  причудливым образом сказываться  на экономике страны предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям  между поставленными целями и  полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления  в казну.

Налогообложение - эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

Следует отметить, что в  механизме взимания региональных и  местных налогов имеются недостатки. Большинство таких недостатков  связаны с нечетким построением  налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями  права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям  их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с  этим требуются значительные доработки  действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь