Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

 В Законе Республики  Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» предусматривается, что доходы республиканского бюджета в 2011 году составят 33,61 трлн. рублей, а расходы – 39,61 трлн. рублей. Дефицит республиканского бюджета прогнозируется в размере 6 трлн. рублей (или 3% от ВВП), что соответствует национальному и международным стандартам финансовой безопасности.

В качестве основных целей  бюджетной политики на 2011 год определены сохранение достигнутого качественного  уровня социальных услуг, поддержка  реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства  и другие социально значимые программы.

 В 2011 году по сравнению  с 2010 годом расходы базовых  отраслей социальной сферы (здравоохранение,  образование, социальная политика, физическая культура и спорт,  культура и средства массовой  информации) планируется увеличить  на 40%.

 В Законе Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год» утверждаются на 2011 год расходы указанного Фонда в сумме 20,49 трлн. рублей с учетом прогнозируемых доходов в объеме 20,69 трлн. рублей, что соответственно на 15% выше запланированных на 2010 год. Превышение доходов над расходами составит 197 млрд. рублей, что на 26% больше предусмотренного на 2010 год [28, с. 54-88].

 Главным источником  доходов Фонда являются взносы  на государственное социальное страхование 20,21 трлн. рублей (97,7%).

 

Основными направлениями  использования средств Фонда  станут:

пенсионное обеспечение  – 16,45 трлн. рублей (80,3% расходовФонда);

            выплата пособий семьям, воспитывающим детей, – 1,56 трлн. рублей (7,6%);

выплата пособий по временной  нетрудоспособности – 1,35 трлн. рублей (6,6%), по беременности и родам – 367,8 млрд. рублей (1,8%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

Налоговую систему Республики Беларусь устанавливает Налоговый  Кодекс Республики Беларусь. Данный Кодекс определяет систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством [6, с.67].

Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

1. Кодекс и принятые  в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения.

2. Декреты, указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения.

3. Постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  настоящего Кодекса, принятых  в соответствии с ним законов,  регулирующих вопросы налогообложения,  и актов Президента Республики  Беларусь.

4. Нормативные правовые  акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  и издаваемые в случаях и  пределах, предусмотренных настоящим  Кодексом, а также принятыми в  соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь и постановлениями Правительства  Республики Беларусь.

Участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются:

1. Организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Налоговым Кодексом плательщиками.

2. Организации и физические  лица, признаваемые налоговыми агентами.

3. Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь  и инспекции Министерства по  налогам и сборам Республики  Беларусь.

4. Государственный таможенный  комитет Республики Беларусь  и таможни.

5. Республиканские органы  государственного управления, органы  местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации  и должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке, помимо  налоговых и таможенных органов,  приём и взимание налогов, сборов (пошлин).

6. Комитет государственного  контроля Республики Беларусь  и его органы, Министерство финансов  Республики Беларусь и местные  финансовые органы, иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

Налогом признаётся обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты [20, с. 56-70].

Сбором (пошлиной) признаётся обязательный платеж в республиканский  и (или) местные бюджеты, взимаемый  с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий  совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными  и распорядительными органами, иными  уполномоченными организациями  и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в  рамках отношений, не регулируемых настоящим  Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи  в виде штрафов или иных санкций  за нарушение законодательства.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость  и акцизы, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь или  нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь [11; 23].

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

1. Налог на добавленную  стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на прибыль.

4. Налоги на доходы.

5. Подоходный налог с  физических лиц.

6. Налоги с пользователей  природных ресурсов.

7. Налоги на имущество.

8. Земельный налог.

9. Дорожные налоги и  сборы.

10. Таможенная пошлина  и таможенные сборы.

11. Гербовый сбор.

12. Оффшорный сбор.

13. Консульский сбор.

14. Экологический сбор  за проезд автотранспортных средств  по территориям национальных  парков и заповедников.

15. Государственная пошлина.

16. Регистрационные и лицензионные  сборы.

17. Патентные пошлины.

К местным налогам и  сборам относятся:

1. Налог за услуги.

2. Налог на рекламу.

3. Сборы с пользователей.

Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, уже сформировалась. Это  воплощается в подборе ведущих  форм и видов налогов, определении  ставок, отработке структуры общереспубликанских  и местных налогов, определении  функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.

В соответствии с Налоговым  кодексом Республики Беларусь к налогам  относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль  и доходы, платежи за пользование  природными ресурсами (экологический  налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы.

Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются  за счёт поступлений налога на прибыль  предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями  коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.

В Беларуси проведены несколько  важных налоговых реформ за последнее  десятилетие. К ним относятся: введение НДС на основе зачетов, совершенствование  закона об акцизных налогах, упрощение  налога на доходы корпораций и укрепление налоговой администрации. Действующее  налоговое законодательство состоит  из законов, президентских указов и  декретов, резолюций правительства  и инструкций, относящихся к различным  типам налогов и их применению. В отличие от многих стран региона  налогоплательщики в Беларуси в  достаточной степени соблюдают  налоговые нормы; адекватны и  администрация налогов, и обеспечение  правовыми санкциями [18, с. 34].

В целях модернизации налоговой  системы власти вводят комплексный  налоговый кодекс. Это делается поэтапно, начиная с принятия общей части  налогового кодекса, вступившего в  силу с 1 января 2006 года. Он объединяет концепции и определения, использовавшиеся в различных частях законодательства.

Следует отметить, что в  стабильно растущей экономике адекватным образом складывается и динамика доходов государственного бюджета.

В частности, поступления  в доходную часть консолидированного бюджета по сравнению с 2009 годом  возросли в сопоставимых ценах на 20,5 процента, а плановые назначения перевыполнены на 2,1 процента.

При этом налоговой службой  страны обеспечено 83,4 процента доходов  консолидированного бюджета, в том  числе республиканского - 72,1 процента, местных бюджетов - 100 процентов.

Доходы консолидированного бюджета в части, контролируемой налоговыми органами, увеличились на 19,4 процента, в том числе республиканского - на 37,9 процента, местных бюджетов - на 4,6 процента. При этом по всем регионам республики сложилась положительная  динамика налоговых поступлений и обеспечено выполнение доведенных плановых назначений.

Рассмотрим основные тенденции  развития налоговой системы Республики Беларусь. После обретения независимости  Беларусь поддерживает сбор доходов  на уровне, близком к уровню советских  времен, избегая при этом резкого  снижения доходов, характерного для  большинства стран в начале процесса перехода. При этом это также отражало и схему общих экономических  преобразований, и задержку реформирования экономики, основной чертой которой  является государственная собственность. Относительно высокие уровни сбора  налогов также устранили необходимость  в реформе государственных расходов.

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких  налоговых поступлений позволяет  обеспечить формирование доходной части  бюджета в условиях сезонных колебаний  объемов производства, остатков готовой  продукции и финансового положения  реального сектора экономики. Тем  не менее на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки [25].

Следует отметить, что общие  принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т. е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа  взимания налогов:

1) «кадастровый» - (от слова  кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может  служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной  ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает  доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь