Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

Регулирующая функция  имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства  в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через  налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе.

Контролирующая функция  позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения [10, с.46].

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем

Основная функция налогов - фискальная состоит в том, чтобы  обеспечивать государство денежными  средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное  назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция  налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение  экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство  может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях [17, 4]. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая  реализуется посредством неравного  налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов. В Беларуси традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы [6, 22].

Виды налогов

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения  налоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

1) по плательщикам;

2) по объектам обложения;

3) по компетенции властей  в сфере установления и введения налогов и сборов;

4) по адресности зачисления налоговых платежей;

5) по целевой направленности;

6) периодические и разовые налоги;

7) регулярные и чрезвычайные  налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами;

- налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

- налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно  с доходов, полученных физическими  лицами, а также отдельные виды сборов. К таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования дарения; налог на имущество физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор. Окунева Л. Налоги и налогообложение [12, с.34].

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход. Прибыль и поступления  от капитала юридических лиц (обществ  с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Республике Беларусь к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками  которых могут одновременно выступать  как физические, так и юридические лица. К таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов [24].

В зависимости от объекта  обложения налоги подразделяются на следующие группы:

- налоги на доходы;

- налоги на имущество;

- налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

-  налоги на определенные виды расходов;

- налоги на совершение определенных операций;

- налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.

Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Республике Беларусь к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РБ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д. [2, с.91].

Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общеимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общеимущественным налогам относятся налоги, с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество предприятий, взимаемый в РБ. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги с владельцев животных. В Республике Беларусь к налогам с отдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. Кроме того, в РБ взимаются земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор с владельцев собак [24].

Налоги на реализацию товаров  обычно называют «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее  соответствующие товары, носители налогового бремени - потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление  относятся также и налоги, взимаемые  при ввозе товаров на территорию страны, - таможенные пошлины и сборы.

К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату, налоги на приобретение иностранной  валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в РБ относятся налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Для работодателей единый социальный налог (взнос) также представляет собой налог на определенный вид расхода - выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам [11].

По компетенции властей  в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно  подразделить на взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это налоги, вводимые на общегосударственном уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях. К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления.

В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы. Поступления, по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РБ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов. К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РБ к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги [16].

По критерию пользования  налоговых поступлений по целевой  направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов, т.е. налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В РБ к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог и федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. К целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Все налоги и сборы можно  подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему, т.е. таможенные пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы - курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью [2, с.47].

Налоги также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог будет взиматься до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдвинул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на­лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в современных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РБ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков [14, с.19].

Выделяют также еще  один принцип - системность налогообложения.

Суть его заключается  в том, что совокупность всех видов  налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые  органы образуют налоговую систему  страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

В настоящее время эти  принципы расширены и дополнены экономической наукой в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения  таковы:

1. Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем  больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2.  Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  до­ходов носило однократный  характер. Многократное обложение  дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых  странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь