Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

3.Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать  перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государствен­ной экономической политики [23, с.54].

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос­приятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю [9].

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и  динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности [21, с.34].

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также  наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ налоговой  системы в Республики Беларусь

2.1. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе

В течение 2011 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

В законах Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства.

Так, с  января 2011 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

Изменен порядок налогообложения  доходов в виде дивидендов и доходов  страховых организаций путем  включения данных видов доходов  в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль [25, с.56].

В целях реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» Президентом Республики Беларусь приняты:

Указ № 138 «О некоторых  вопросах обложения налогом на добавленную  стоимость». Указом утверждены перечни  работ по строительству и ремонту  объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых  физическим лицам, в том числе  через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и  иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость;

Указ  № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей», которым утвержден единый перечень продовольственных товаров и товаров для детей, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Подготовка нормативных  правовых актов, направленных на упрощение  налоговой системы Республики Беларусь и дальнейшее совершенствование  налогового законодательства.

Принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

Указом также утверждены перечень международных организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством и международными договорами и правила предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с:

приобретением возмездноотчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;

осуществлением индивидуальными  предпринимателями и приравненными  к ним для целей налогообложения  лицами (частными нотариусами) предпринимательской  деятельности;

получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений;

получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.

Указ Президента Республики Беларусь № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых  вопросах его взимания» установил  ставки платежей экологического налога, а также обеспечил совершенствование  экономического механизма природопользования.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ существенно расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.

Так, возможность уплаты одного налога с выручки получили индивидуальные предприниматели, а  также организации, у которых  количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка  – 2 млрд. рублей. При этом установлен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета [29, 31 с.120].

Налог уплачивается по ставке 10 процентов валовой выручки. Для  организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную  стоимость, ставка единого налога при  упрощенной системе налогообложения  установлена в размере 5 процентов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход, ставка налога - 20 процентов. При этом валовой  доход в качестве налоговой базы вправе использовать организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек при применении упрощенной системы налогообложения установлены льготные (пониженные) налоговые ставки:

в размере 5 процентов –  для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС;

в размере 3 процентов –  для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

В целях стимулирования экономического развития малых и средних городских  поселений, а также сельских населенных пунктов были приняты Указ Президента Республики Беларусь № 265 «О Государственной  комплексной программе развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007-2010 годы» и Декрет Президента Республики Беларусь №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

Указ № 265 установил, что  в 2007 - 2010 годах организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в  малых и средних городских  поселениях уплачивают налог на прибыль  в размере 50 процентов ставки, установленной  законодательством и освобождаются  от уплаты налога с пользователей  автомобильных дорог и сбора  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Декрет № 9 установил, что  организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельских населенных пунктах, при осуществлении  в этих, а также в иных сельских населенных пунктах деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся  на территории сельских населенных пунктов; уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 процентов (организации) и 25 процентов (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу; освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию); от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость освобождены технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь для внесения оставшейся части (увеличения) уставного фонда указанных выше организаций [27, с.67].

В рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.

Выработанные рабочей  группой предложения были реализованы  в законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и «О внесении дополнений и  изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании  утратившими силу некоторых законов  Республики Беларусь и их отдельных  положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины».

Так, снижение налоговой  нагрузки обеспечено путем отмены налога с пользователей автомобильных  дорог, 3 местных сборов (за осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; за осуществление строительства  объектов на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчислений в государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

Проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

В законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь», «О внесении дополнений и изменений  в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов  Республики Беларусь и их отдельных  положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной  пошлины» реализованы предложения  по дальнейшему упрощению порядка  исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, выработанные рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 741.

На основании статьи 16 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» Министерством  финансов приняты постановления № 36 «О признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь № 159» и № 37 «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь № 86».

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь