Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

В целях упорядочения нормативных  правовых актов в сфере налогообложения  принят Указ Президента Республики Беларусь № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Подготовка нормативных  правовых актов, направленных на дальнейшее упрощение налоговой системы  и совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.

Для стимулирования экономического развития регионов Республики Беларусь и привлечения иностранных инвестиций принят Декрет Президента Республики Беларусь № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Декрет предусматривает для коммерческих организаций как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, с местом нахождения в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах освобождение в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от других налогов и сборов, за исключением уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, НДС, земельного налога и иных налоговых платежей, уплачиваемых в разовых случаях [18, с.43].

При помещении под таможенный режим свободного обращения освобождены  от обложения ввозными таможенными  пошлинами и налогом на добавленную  стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части  к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций  с иностранными инвестициями.

В целях обеспечения безубыточной работы государственных организаций  принят Указ Президента Республики Беларусь № 113 «О порядке и условиях продажи  юридическим лицам предприятий  как имущественных комплексов убыточных  государственных организаций». Указом организациям-покупателям предприятий  как имущественных комплексов убыточных  государственных организаций предоставляются  в части задолженности убыточной  государственной организации:

на 3 года отсрочка погашения  задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в республиканский бюджет (кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров  на территорию Республики Беларусь с  территории Российской Федерации, платежей в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты), по таможенным платежам, взимаемым  в соответствии с таможенным законодательством;

на 3 года (с погашением ежемесячно равными долями) рассрочка по налогам, сборам (пошлинам) в республиканский  бюджет (кроме налога на добавленную  стоимость, уплачиваемого при ввозе  товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты) по окончании срока  действия указанной отсрочки;

на шесть месяцев (с  погашением ежемесячно равными долями) рассрочка по таможенным платежам по окончании срока действия указанной  отсрочки.

Указом Президента Республики Беларусь № 145 «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы  и представления налоговых деклараций (расчетов)» в целях упрощения  порядка расчетов с бюджетом установлены  ежеквартальные сроки уплаты организациями  земельного налога, арендной платы  за земельные участки, находящиеся  в государственной собственности, налога за использование природных  ресурсов (экологического налога) и  налога на недвижимость.

Принят Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь № 43». Декрет предусматривает снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24 процентов и предоставление права юридическим лицам уменьшать налогооблагаемую базу на суммы доходов, полученных от операций с корпоративными облигациями.

В целях обеспечения более  активной реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных  займов (кредитов), направленных на инновационное  развитие экономики Республики Беларусь, принят Указ Президента Республики Беларусь № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых  за счет внешних государственных  займов (кредитов)». Указ предусматривает для юридических лиц-резидентов Республики Беларусь, реализующих инвестиционные проекты, финансируемые за счет внешних государственных займов (кредитов), включенных в перечень таких проектов, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему (за исключением ввозимых из Российской Федерации), предназначенных для реализации таких инвестиционных проектов.

В целях дальнейшего развития агроэкотуризма и обеспечения занятости населения в малых городских поселениях принят Указ Президента Республики Беларусь № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма». Указом определена возможность осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не только в сельской местности, но и в малых городских поселениях, а также установлены меры административной ответственности за несоблюдение субъектами агроэкотуризма порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В указанных законах обеспечены дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых  органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ налоговой нагрузки

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в  экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический  кризис обострил проблему мобилизации  доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно  фискальный характер, который выразился  в чрезмерном изъятии доходов  у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали  своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат  обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что "налог убит налогом". Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса [30, с.45].

С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали  уровень налогового изъятия, но принципиально  не улучшали саму налоговую систему.

В 2010 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В январе-декабре 2011 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2010 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2011 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2010 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение 2.

Данные анализа налоговых  поступлений свидетельствуют о  том, что централизация доходов  бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2011 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2011 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2011 г. до 0,8% на 1.01.2012 г.

 

 

 

3.1.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18.10.2010 г Президент РБ  подписал Закон РБ « О внесении  дополнений и изменений в Налоговый  кодекс РБ», предусматривающий  меры по дальнейшему совершенствованию  налоговой политики в Республике  Беларусь, направленные главным  образом на упрощение действующей  налоговой системы.

В частности, дополнения и  изменения в Налоговый кодекс предусматривают с 1 января 2011:

1) отмену:

- налога на услуги

- сбора и развитие территорий

- следующие платежи по  экологическому налогу:

 за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих  органических соединений;

2) исключение двух самостоятельных  налоговых платежей за счет  включения в состав:

экологического налога –  сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

государственной пошлины  – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных  государств.

3) Сократить количество перечислений налогов в бюджет:

по налогу на прибыль –  перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно);

по НДС – отменить «авансовые» платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год;

по акцизам – отменить «авансовые» платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

4) Усовершенствовать механизм  взимания основных налогов –  налога на прибыль и НДС  за счет:

расширения возможности  применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль  будет освобождаться от налогообложения  по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее  время. При этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;

предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав [26, с.74-87].

 Осуществление указанных  мер позволит приблизить налоговую  систему Республики Беларусь  по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к  налоговым системам развитых  стран.

Плательщики при осуществлении  обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический  налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить  в течение года в бюджет 20 налоговых  платежей и подавать 11 налоговых  деклараций (в настоящее время  – 104 налоговых платежа и 30 налоговых  деклараций).

 С учетом взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты количество налоговых  платежей будет составлять 32 в  год, а количество деклараций  – 15.

 Следует отметить, что  реформы, проведенные в 2010 и  2011 годах, позволят повысить рейтинг  Республики Беларусь в исследовании  ”Ведение бизнеса – 2013“ по  показателю «Налогообложение» до 70 места со 183 места в 2009 году.

 Внесение дополнений  и изменений в Бюджетный кодекс  Республики Беларусь направлено  на унификацию норм бюджетного  и налогового законодательства, приведение его отдельных положений  и терминов (наименований доходов и видов расходов) в соответствие с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь